Техника - молодёжи 1960-03, страница 39принцип получения звука: механическое колебание струн или столба воздуха а трубе. Вполне понятно, что а век автоматики и электроники развитие музыкальных инструментов не могло уже идти по старому механическому пути. В терменвоксе используется работа двух высокочастотных генераторов При движении руки около антенного стержня меняется емкость колебательного ПЕРВЫЕ ШАГИ ЭЛЕКТРОМУЗЫКИ граф, телефон, радио—дали создателям новых музыкальных инструментов — этого материального тела музыки — совершенно новые средства. Мы называем их теперь радиоэлектронными. Возникла электромузыка — область увлекательнейшего творческого сотрудничества радиотехников, акустиков и музыкантов. Работа в этой области оказалась плодотворной: одна за другой стали появляться разнообразные конструкции инструментов. На первых порах они были очень сложны, несовершенны и удручающе громоздки. Так, один из первых электрических органов — телармо-ииум американца Кахилла — весил 200 т. Он, конечно, остался лишь лабораторным опытом. Не был доведен до практической реализации и инструмент его соотечественника Ли де Фореста, изобретателя трех-электродной лампы. Первым электромузыкальным инструментом, получившим широкую известность во всем мире, был тер-менвокс, созданный советским инженером Львом Сергеевичем Терме-ном. Вспоминая о первых шагах нового инструмента, он рассказывает: — Мне, физику и радиотехнику, получившему также музыкальное образование в Ленинградской консерватории, казалось, что применение а музыке радиолампы, которая в двадцатые годы была такой же новостью, как сейчас атомный реактор, открывает заманчивые перспективы. Создавая свой инструмент, я хотел сделать так, чтобы звук повиновался исполнителю непосредственно, без промежуточной механической среды — так, как оркестр повинуется дирижеру. В этом инструменте звук извлекается необычно, свободна движением руки в пространстве о небольшой металлической палочки — ам темны. Впервые я продвмонс1рирова-его в 1921 году на VIII электротехни* с ком съезде. Тогда я исполнил на tap-менвоксе (так предлои^доИ называть новый инструмент один * из музыкален критиков) неско£1>1<о прЮизвед< Скрябина, Сейхан с а и иароднд^ музыки» Шесть миниатюрных элсктроинстр^ ментов весом около 6 *г ка сконструировал композитор 91 ль Григорьевич Илыцрь* 0*1$ облад< ют красивым пеа$чи* лучением, поминающим человеческий юлоо^/i ил них слюодно ^0Ьзмест\00*ъ крышке рояля. КфнЬтрукHujt этих струмсптов п^0^оляет VH« ма. клщшиатуре #ёрскры$0&> 5 му зыкальной шкал\ терме Тж сом правиле* целый I *ряд л4лектрои*Ьрумя ^ то^^Это и/ц^?тон КО N ора И. Г. Ильсарова. ойству влечения к ^терменвоксу. инструмент со-женера Н. С. А. Гурова, кле-нструмЯМты: экводин конструк-А. Володина, компанола И. Д. ------другие. послевоенные годы были созданы новые конструкции электромузыкальных и нешумен то а, которые уже можно счи- Jr^ ^С вой досуг рижский радиолюбитель Лаймонис ВингриС отдает конструированию электромузыкальных инструментов. Инструмент Л. Вингриса получил премию на XV Всесоюзной выставке радиолюбительскою творчества
|