Техника - молодёжи 1960-03, страница 38«Электромузыкальные инструменты благодаря широкому диапазону вы-соты, силы и богатству тембров расширяют творческие возможности не только композитора. но и музыканта-исполнителя. А такие качества, как выразительный, красивый звук, в соединении с певучестью. богатством тембров и доступностью техники исполнения обеспечивают их массовое распространение и превращают их в серьезный фактор проникновения высокой музыкальной культуры в быт». (Из высказываний народного артиста СССР академика Б. В. АСАФЬЕВА) В. ОРЛОВ, инженер Кандидат технических наук Евгений Александрович Мурзин (слева) и композитор Николай Никольский работают с синтезатором АН С. НЕМНОГО ИСТОРИИ УДИВЛЯЮТ ЛИ нас богатые и разнообразные выразительные возможности современного оркестра? Нет, они кажутся сейчас такими естественными. Ведь музыкальные инструменты и техника игры совершенствовались веками. Мы редко задумываемся над тем, что композитор XVII столетия не располагал и половиной тех средств, какие имеются у композитора наших дней. А между тем еще сравнительно недавно музыка исполнялась лишь с крайними оттенками силы звука: либо тихо, либо громко. Композиторы не знали еще, какие возможности таит в себе постепенное* усиление или ослабление звучности. И когда в середина XVIII столетия итальянский композитор и дирижер Иомелли впервые при бегнул к зтим эффектам, впечатление было ошеломляющим: при нарастании силы звука слушатели, затаив дыхание, дружно поднялись со своих мест... Духовые инструменты оставались очень несовершенными. А такие инструменты, как тромбон, туба, челеста, саксофон, вообще еще не были изобретены. С их появлением примерно а середине прошлого века сложился состав симфонического оркестра, сохранившийся в основном до наших дней. С той поры работа по конструированию новых инструментов замерла. Дальнейшее обогащение звуковой палитры оркастра происходило ужа только с помощью усоввршанствования инструментов и роста исполнитвльского мастерства. Однако а конструкциях классических музыкальных инструментов имввтея немало недостатков: во многих отношениях они и твпврь далвки от соваршан-стаа. В аревнала оркастровых красок совраманный композитор порой не не- Фотомоитаж Г. ГОРДЕЕВОЯ Электронный музыкальный инструмент эмиритон конструкторов А. В. Римского-Корсакова и А. А. Иванова. ходит асаго необходимого для воплощения своих творчаских замыслов. Каждая группа инструмвнтов — медных, деревянных, струнных, ударных — в ка-кой-то мара скована и ограничена а своих возможностях, как была бы огра-ннчвна живопись, вели бы краскам художника были свойственны лишь мазки опрадвлвнной формы. Павучиа и выразительные смычкоаыа инструменты слабозвучны, а громкие медные — малоподвижны. Весь диапазон звуков по высоте разбит на ряд довольно узких участков, приданных отдельным инструментам оркестра. Звуковая палитра оркастра прерывиста, ее состояние напоминает периодическую систему элемантоя Менделеава а то врвмя, когда пробелы а ее рядах были еще далако на заполнены. А тембр — окраска звука? Это свойство, по которому мы лвгко узнавм инструменты, даже если они нам не вид ны, остаатся неизменным на у каждого из них. При игра в разных регистра* маияются тембры труоы, тромбона, фагота, как вели бы оттанки красок художника мвнялись по мара ведения кистью по холсту. А можно ли представить свба картину с яркими красками только а ервдивй части холста, яварху — белесыми, а внизу — приглушенными или грязноватыми? Сколько жа энергии должен затратить композитор, чтобы овладвть беспорядочными и коварными красками оркастра! На маньша преград на пути к мастерству и у исполнителя. Только многив годы упорной и настойчивой транировки, начинаамой обычно аща в датскиа годы, дают аму полную и вевпобаждающую власть над инструментом. Этого требуат сам Богатыми тембровыми возможностями обладает элекг-ронный инструмент «В-9» конструктора А. А. Володина. Плреключение клавишей позволяет получить около 330 тембров. Вес инструмента—около 60 кг. На Всемирной выставке в Брюсселе он был удостоен золотой медали. ТЕМЬРОВАЯ КЛАВИАТУРА ПУЛ ЬТ УСИЛИТЕЛЬ И РЕПРОДУКТОР НАЧАЛОМ КОН CU» ЗВУКА > /НАСТ РОЙКА /____ ^ДИАПАЗОНЫ —^Д*— ИГРОВАЯ КЛАВИАТУРА " ГРИФ РМА-ПОДСТАВКА ПЕДАЛЬ ГРОМКОСТИ
|