Техника - молодёжи 1961-10, страница 24

Техника - молодёжи 1961-10, страница 24

ее участки. Правда, применяя технику старых мастеров, можно выписать с ювелирной точностью все без исключения детали произведения. Но писатель-фантаст не в силах зтого сделать для будущего потому, что он не обладает столь подробным и точным, знанием всех деталей, как пишущий о реально существующих вещах живописец. Естественно, писателю остается или отдалить свою картину будущей жизни, или ограничиться ее отдельными деталями, для которых вполне возможно «укороченное»» предвидение.

Совсем другое дело — произведения, посвященные, так сказать, отдельным случаям жизни, частным психологическим, научным, техническим явлениям. Для тех, наоборот, чем более близкое будущее станет в них фигурировать, тем достовернеа они окажутся.

Мечта «далекого прицела»», как цветовая гамма картины или тональность музыкального произведения, пронизывает все и потому существует лишь в общем, широком плане, раздробляясь на части при попытках ее конкретизации. Непреодолимая для короткой человечэской жизни даль столетий и невозможность реализовать дальнюю мечту неизбежно абстрагируют ее, придают ей привкус печали. Но в то же время дальняя мечта становится как бы общим эталоном, шкалой для оценки и проверки современной жизни с точки зрения ее устремленности к будущему. Оговорюсь, что я имею в виду, конечно, лишь светлые мечты нашей литературы, а не мрачные обрисоеки будущего в произведениях зарубежной фантастики. Там «мечта» такова, что от ее недостижимости испытываешь не печаль, а радость.

Мечта о ближайшем будущем характерна противоположным «звучанием»». Она неизбежно конкретна, детальна и обладает не только четкими контурами, но и определенными путями для своего свершения. Следовательно, такая мечта должна быть действенной, могущей что-то изменить уже в самом близком времени. Ее страстно хочется видеть уже исполнившейся и хочется передать зто яростное желание своим читателям (разумеется, когда эта мечта не узколичная, а отвечающая чаяниям многих людей).

Так расширилась и выросла моя большая и давняя мечта о том, чтобы как можно больше людей узнало о широком внедрении науки в жизнь, о распространении радости и поэзии научного поиска и открытия — всего, что составляет нелегкий, но полный интереса труд ученого.

Почти двадцать лет назад я начал свою писательскую

деятельность, имея перед собой ту же цель пропаганды и распространения научных знаний. Тогда я писал рассказы о «необыкновенном» — о замечательных явлениях природы или научных открытиях, — сдобренные обыкновенными приключениями. Сейчас такие рассказы практически не нужны.

Поразительные открытия науки нарастают, как лавина, катящаяся по снежному склону. Сами по себе они так захватывающе интересны, что более не требуется мешать научные знания с развлекательными приключениями, будто горькое лекарство с сахаром. Хорошие научно-популярные книги разбираются читателями нарасхват, куда как быстрее иных надоевших приключений. Горячий интерес возбуждают и новые издания научно-популярной серии Академии наук, с которой когда-то приходилось воевать за популяризацию. Мечта о широкой популяризации науки неуклонно реализуется жизнью. Но действительность трабует еще большего, высокого и дерзкого.

В последние годы возникла и набирает силу совершенно новая категория научных исследований — коллективная и добровольная научная самодеятельность. Эти новые пути участия советских людей в общественной жизни, без всякого сомнения, ведут очень далеко — к всенародной заинтересованности в научных исследованиях, возможных уже при развитии коммунистического соэнания, к тому, что действовать в науке, обогащать ее и себя познанием в той или иной степени сможет каждый.

Конечно, нельзя самообольщаться и представлять дело свершающимся само собой. Для подлинного расцвета научной самодеятельности потребуется громадная помощь со стороны государства, партии, научных и технических обществ, ученых и писателей. Журналы, подобные «Технике — молодежи» или «Науке и жизни», могли бы стать во главе нового течения. Потребуется организация могучего всесоюзного общества любителей науки, которое займется помощью самодеятельным экспедициям и исследовательским группам.

ских животных, приманивают их ультразвуком, охотятся на них со специальными гарпунными пушками и даже просто засасывают в широко раскрытый «рот» — ловушку в корпусе корабля.

Да, голубые просторы обрели, наконец, своего хозяина, и он не только воспользовался их колоссальными богатствами, но и навел там порядки.

Он повернул течения, отеплил арктические воды, изменил климат некогда холодных областей. Он разводит ценные породы рыб — защищает их от хищников, приготовляет для них пищу, помогает обжиться на новых местах. Он использует водоросли, чтобы изеле-

Рис. Р. МУСИХИНОИ

кать ценные элементы из воды, и целые плантации морских растений раскинулись у берегов. Он потревожил океанское ложе и добывает под водой руду, нефть, природные газы. Он использовал неисчерпаемые источники энергии, таящиеся в океане, — приливы, разность температур на поверхности и в глубине, добыл из воды сырье для термоядерных электростанций. Ма-терью-кормилицей стал для человечества океан, стал он и практически неисчерпаемым океаном энергии.

Для того чтобы асе это стало действительностью, надо развернуть во *сю мощь наступление на водную стихию.

i ЯЛ9ВЛЯ& ШНЛЫХИШШШШЪ---[У ПШЛ "■'"■ШГ^Г"

.---- . л Ж

ж

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Снежжное кто набирает на стройку часники?

Близкие к этой страницы