Техника - молодёжи 1962-05, страница 32Ж Одним из самых главных вопросов, который рассматри-вали многочисленные исследователи стиха великого пролетарского поэта, был вопрос о том, что нового внес Маяковский в систему русского стихосложения. Многие утверждали, что Маяковский является «преобразователем русского стиха», создателем принципиально новой, коренным образом отличающейся от классической системы стихосложения. Другие литературоведы придерживались совершенно противоположной точки зрения. Они утверждали, что Маяковский писал слегка деформированным классическим стихом. Вопрос оставался нерешенным. Обе стороны приводили доказательства, цитировали стихи, и каждая из них утверждала противоположное! Лишь только в 1958 году в журнале «Вопросы литературы» была опубликована статья В. Нико-нова «Ритмика Маяковского», первая ласточка в трудном деле объективного изучения стиха великого поэта. Никонов рассматривал стих Маяковского как тонический, который в отличие от классического стихосложения учитывает лишь количество ударных слогов в стихе и остается «равнодушным» к количеству безударных (для классического стиха одинаково важен счет и ударных и безударных слогов). «Задача статьи, — как писал сам Никонов, — не объять необъятное, а наметить пути если не к раскрытию, то пока хотя бы к описанию некоторых важнейших особенностей внутреннего «механизма» тонического стиха, остающихся жертвой «заговора молчания». Для того чтобы обнаружить эти особенности «внутреннего механизма» стиха Маяковского, я и начал свою работу под руководством А. Н. Колмогорова. Подсчитав количество слогов в стихе, количество ударных слогов, среднюю величину числа слогов и ударений в каждом стихе, а также процент «классических» стихов в общем количестве всех исследуемых стихов Маяковского, я Надеялся с помощью статистики выявить скрытые закономерности, которые интуитивно «чувствуют», но — увы! —■ не могут доказать литературоведы «докибернетической» эпохи. И числа показали следующее... Е Ранние стихи Маяковского, пресловутые «футуристиче-ские» стихи... оказались написанными «чистой воды» ямбами, хореями и другими классическими размерами. Угрюмый дождь скосил глаза. А за решеткой четкой — даже такие необычные строки на поверку оказались ямбом, «маскируемым» необычной рифмовкою. Зато с поэмы «Облако в штанах» начинается «акцентиза-ция» стиха. В классических двухсложных размерах — хорее и ямбе — промежуток между ударениями равен либо 1, либо 3, либо 5 безударным слогам, в анапесте или дактиле — 2 или (очень редко) — 4. А в стихах Маяковского могут встречаться в одном стихе и 1, и 2, и 3, и 4, и 5, и 6-сложные безударные промежутки, и «стык» ударений, например в стихотворении ьНаш марш». Дней бык пег или Наш бог — бег. Вершиной «свободного стиха» явилась поэма «150 000 000». А потом, начиная со стихотворения «Юбилейное», с поэмы «Владимир Ильич Ленин» в поэтике Маяковского начинается новый этап: синтезирование «классического», урегулированного стиха с новым, «свободным». Так, в известном стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку» все сорок стихов написаны... классическим хореем. «Сергею Есенину» на 95%— хорей (парадоксально, что в своей статье «Как делать стихи», посвященной этому стихотворению, Маяковский утверждает, что в его произведениях не найти и трех процентов «классических» стихов!), многие главы «Хорошо!» и начало поэмы «Владимир Ильич Ленин» написаны хореем, стихотворение «Юбилейное» почти на сто процентов — ямб, одна из вершин Маяковского — вступление в поэму «Во весь голос» — также почти полностью состоит из «ямбических» и «хореических» строк! С Результаты своей работы я отослал Андрею Николае-" вичу Колмогорову. Вскоре пришел ответ — письмо и статья «Основные типы ритмической организации стиха у Маяковского», написанная Андреем Николаевичем. Он пи сал: «Из прилагаемого наброска Вы можете увидеть, что я довольно основательно воспользовался Вашей небольшой статистикой. Мне очень интересно, в какой мере Вы согласитесь со всем мною написанным. Мои выводы для Вас неутешительны в одном отношении. Вы вообразили, что КОНЧИЛИ работу над ритмом Маяковского, а мне кажется, что Вы ее только начали». Вместо «уравнительной» или «сплошной» статистики академик Колмогоров предлагал структурный анализ стиха Маяковского. Основными типами стиха были: 1. Классические размеры, где одинаково важно и число ударных и число безударных слогов в строке. 2. Чисто ударный стих, в котором важен только счет ударных слогов, а в чередовании безударных нет никакой закономерности. 3. «Дольники», где имеется постоянная схема чередования числа долей в стихе. Это позволяет слушателю бессознательно вести «идеальный» счет долей, хотя фактически некоторые из них безударны, а кое-где встречаются дополнительные «внесхемные» ударения. 4. Тонический (акцентный) стих с включением большого числа «классических» строк, подчиненных, кроме законов «классического» стиха, еще и законам стиха тонического. А. Н. Колмогоров высказал предположение, что основным типом стиха Маяковского, который определяет общее направление творчества поэта, является третий тип, или «дольник». Анализу «дольника» и была посвящена наша совместная работа. Для детального исследования мы взяли небольшую поэму «Люблю», написанную Маяковским в 1922 году. В этой поэме, как предполагал А. Н. Колмогоров, должны были наиболее ярко выявиться особенности «дольника» Маяковского. TP Самым «живым» размером, которым пишут современ-■ ные поэты, является урегулированный четырехдольник. Его ритмическая схема проста: четыре обязательных ударения в стихе, между которыми могут быть либо один, либо два безударных слога. Таким стихом пишут современные молодые поэты, таким стихом в основном писали Ахматова и Багрицкий, Цветаева и Тихонов и многие другие поэты нашего века. Этот же стих доминирует и в творчестве Маяковского. В отличие от классического стихосложения «дольник» допускает употребление в одном стихе и односложных и двухсложных промежутков. В четырехстопном ямбе последовательность безударных стихов такова: один безударный слог — ударение — один безударный слог — ударение. В анапесте вместо односложных будут двухсложные промежутки между ударениями. Урегулированный «дольник» допускает чередование одно- и двухсложных промежутков: получается восемь вариантов перестановки безударных слогов между ударными, восемь вариантов «дольника», Статистический анализ поэмы «Люблю» показал, что 149 стихов из 164 стихов всей поэмы ими охватывается. Причем поэт отдавал предпочтение одним вариантам и «недолюбливал» другие. Анализ ритмики Багрицкого, проделанный учениками Колмогорова — Н. Рычковой, С. Прохоровым, Л. Басалы-го, — показал, что «дольник» Багрицкого «убыстрен» к концу _{что, впрочем, характерно и для ритмики Есенина, Ахматовой и других поэтов) — промежутки л один слог чаще встречаются в конце стиха. У Маяковского же стих замедлен к концу, что придает ему весомость и торжественность. О Впрочем, нет нужды пересказывать содержание анализа " ритмики «Люблю» подробно — работа о ней будет опубликована в специальном журнале Академии наук «Вопросы языкознания» (1962). Мне хотелось бы сказать о другом: о «стыке наук», который позволяет сотрудничать математику и поэту, литературоведу и кибернетику. «Математизация» знаний охватывает Целый ряд наук, а в нашем веке на этот путь точного знания встали такие гуманитарные дисциплины, как лингвистика, психология и, наконец, искусствоведение. Мне кажется, что математическое изучение стиха имеет не только чисто научное «теоретическое» значение. Ведь наука рано или поздно, но неизбежно приведет к тому, чтобы помогать практике. До сих пор поэты пишут стихи, стиховеды анализируют творчество поэтОв — каждый занимается своим делом без всякой «взаимопомощи». Я верю в то, что придет день, когда наука об искусстве будет в состоянии помочь и поэтам и художникам, — каким бы далеким ни казался этот день сейчас, на заре кибернетики. 30 |