Техника - молодёжи 1962-12, страница 22

Техника - молодёжи 1962-12, страница 22

" Начало сям. % V на стр. Юр 11 &

•6

УЧЕНЫЕ И ФАНТАСТЫ О ФАНТАСТИКЕ

----------- f

ЗГ

А. ДНЕПРОВ, писатель-фантаст

«НЕПРЕРЫВНОЕ ПОЗНАНИЕ —ЭТО ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА».

...Научная фантастика, как и всякое явленна духовной жизни человечества, не случайна. Некоторые досужие критики иногда пытаются отнести день рождения научной фантастики чуть ли на к Гомеру. Это абсолютно на так. То была иа научная фантастика.

Научная фантастика возникла как совершенно закономерный исторический процесс осознания обществом огромной роли науки в создании материальных благ и средств производства. В эпоху, когда были созданы произведения Жюля Верна, уже была развита механика Ньютона, были решены интересные задачи по внешней баллистике, появились имена великих математиков. Они появились не только на страницах специальных журналов, ио и в газетах. А сам Жюль Верн, работая над романом «Вверх дном», не удержался, чтобы не привести на страницах романа формулы интегрального исчисления: велико было впечатление, произведенное на писателя успехами математики.

Так начинался процесс осознания того, что наука имеет самое непосредственное влияние иа жизнь человека, и с этого времени зеродилась научная фантастина.

Наш выдающийся ученый И. П. Павлов разделял всех людей иа две группы: художников и мыслителей. В первую категорию попали художники, писатели, музыканты; во вторую— физики, математики, представители других точных каук. Категория «фантастов» является пограничной. Писатель-фантаст движение научной мысли должен передать широкой массе читателей при помощи художественных образов. И не случайно научные фантасты, как правило, объявляются из категории научных работников, инженеров, из числа людей, которые связаны с передовым производством.

Проведенный Международный конкурс на научно-фантастический рассказ также показал, что наиболее сильные, лучшие— если ие в литературном, то в научно-познавательном плане —- рассказы были написаны людьми, которые знают науку.

Если мы пишем иаучно-фантастическне произведения, то с какими бы постулатами мы ни выступали, какие бы теории ни высказывали, грамотный советский читатель с беспощадной объективностью будет сравнивать то, что знает он, с тем, что ему говорим мы. Современные фантасты, особенно фантасты нашей страны, ие имеют морального права допускать в своих произведениях научных ошибок. Они должны помнить, что их будут читать люди, которые знают не меньше, чем они, а может быть, и больше.

В. НЕМЦОВ, писатель-фантаст

«МОЛОДЕЖЬ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ В УВАЖЕНИИ К ВЕЛИКОМУ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. НИКОГДА САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ МАШИНА НЕ СОЗДАСТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЕТХОВЕН, РАФАЭЛЬ, ЛЕВ ТОЛСТОЙ».

Есть направление в научно-фантастической литературе, которое учит, что человека уивследует со временем машина более совершенная, чем сам человек. Это глубоко неправильно. Роботы могут быть только помощниками, не больше.

О чем же надо писать нашим популяризаторам, писателям-фантастам? На нашей планете еще продолжается гонка вооружений, производятся атомные взрывы, многие народы прозябают еще в нищете — обо всем этом надо писать.

Я убежден, что мы передадим людям будущего, нашим наследникам — не бездушным механизмам, наши мечты, нашу волю, наш строй, завоеванный кровью. и упорным трудом.

В. СЫТИН, писатель

«НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ...»

...Кажется совершенно бесспорным, что та научная фантастика, за которую мы должны бороться, должна быть фантастикой оптимистической. Но произведения научно-фантастической . литературы — зто не пророчество.

Это возбудитель ума через мечту, через крылатое предположение.

Збигнев ЛШИРОВСНИЙ,

главный редактор журнала «Молоды техник»

ПОЛЬША

«НАУЧНО ■ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДОЛЖНО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА, ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ СОТРЕТСЯ ГРАНЬ МЕЖДУ ФАНТАСТИКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ».

Может быть, иа первый взгляд и покажется странным, но проблемы сегодняшней иаучио-фантасткчеекой литературы я связываю с понятием гуманизма. С развитием иаучио-техиического прогресса возникает проблема болев чуткого показе человека. Писатели-фантасты должны пробуждать в читателе размышления не только над перспективами развития иауки и техники, но и над развитием в этих условиях самого человека. Если гуманизм, проблемы гуманизма будут проникеть в научно-фантастические произведения глубже, чем до сих пор, то исчезнет разница между этой литературой м большой художественной литературой.

Тояяаш ВАРХЭНЙ,

главный редактор журнала вНелсерю техника»

ВЕНГРИЯ

«ВЕРА В ЧЕЛОВЕКА, В БУДУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА!»

Научная фантастика ие может быть иадумениой. Это результат научного изыскания, это борьба за справедливость, за правду, против всех видов угнетения.

Именно потому и близки нам герок Жюля Верна. И, конечно же, фантастика немыслима без романтики, особенно сегодня, в наши дик.

Б. ЛЯПУНОВ, писатель

«ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ: «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЦЕЛИНАн БУДЕТ ВСПАХАНА».

выпущенные у нас фантастические фильмы можно пересчитать по пальцам. Среди них совсем нет таких, которые запомнились бы зрителю, как, скажем, «Чапаев» или трилогия о Максиме. Между тем советское научно-фантастическое кино имеет свою историю. В 1932 году режиссером Я. Протазановым был выпущен кинофильм «Азлита». Это была первая попытка показать на экране мечту. И не случайно, что спустя сорок лет он снова вышел ка экраны и был тепло принят зрителями. Но по-настоящему космическая тема была решена в 193S году, когда режиссер Василий Журавлев поставил фильм «Космический рейс». Консультантом фильма был К. Э. Циолковский. Надо сказать, что Циолков

18