Техника - молодёжи 1963-02, страница 22

Техника - молодёжи 1963-02, страница 22

инженер-контр-адмирал

Весьма драматические события возвестили миру о том, что грозное морское оружие вышло из стадии экспериментирования и превратилось в реальность. 22 сентября 1914 года немецкая подводная лодка «U-9» водоизмещением всего 500 т тремя торпедными залпами потопила три английских крейсера.

Последующие события показали, что подводная лодка оказалась одним из наиболее мощных средств вооруженной борьбы на море. Более трети боевых кораблей и судов, уничтоженных во время первой мировой войны, было потоплено подводными лодками. Борьба с ними потребовала от воюющих стран огромных сил и средств. Так, против 344 подводных лодок Германии союзники вынуждены были использовать более 5 тыс. надводных кораблей и вспомогательных судов, около 2 тыс. самолетов и 200 аэростатов.

И все-таки лодки не могли тогда считаться настоящими подводными кораблями. Ведь большую часть времени они вынуждены были находиться на поверхности воды для того, чтобы искать корабли противника, заряжая аккумуляторные батареи и пополняя запасы сжатого воздуха. Поскольку под воду они могли погружаться лишь на весьма непродолжительное время, они с большим основанием могли считаться «ныряющими» лодками.

После первой мировой войны во всех странах мира началась интенсивная работа по усовершенствованию подводных кораблей. Если лодки 1914—1918 годов имели подводные скорости хода не более 7—9 узлов, то на лодках конца второй мировой войны они достигали 16—17 узлов. Дальность плавания под водой и глубина погружения более чем в два раза превысили те же показатели подводных лодок первой мировой войны и соответственно достигли 365 миль и 200 м. Скорость погружения с 1,5—3 мин. сократилась до 30 сек.

Однако основные идеи и принципы, заложенные в строительство лодок еще до первой мировой войны, не изменились. В подавляющем большинстве случаев лодки имели дизель-электрическую установку и торпедное оружие. Даже нашумевшее в свое время нехитрое устройство — шноркель (он позволяет лодке идти под дизелями, когда она находится в позиционном положении — под перископом), — появившееся на немецких лодках в 1944 году, не было детищем военного времени. Русские подводники применяли его еще в годы первой мировой войны на подводных лодках типа «Барс». Шноркель дал лодке возможность долго идти под водой, заряжать аккумуляторы и пополнять запасы сжатого воздуха, не всплывая на поверхность.

Усовершенствование лодок не замедлило сказаться на их боевых возможностях: за 6 лет второй мировой войны они потопили более 5 тыс. кораблей и судов общим тоннажем около 20 млн. т.

ОТ «НЫРЯЮЩЕЙ» К ИДЕАЛЬНОЙ

Во второй мировой войне еще больше возросли роль и значение подводных лодок как эффективной ударной силы в борьбе на море.

Однако так же, как и в первую мировую войну, подводные корабли оставались подлодками «ныряющего» типа, плавали в основном в надводном положении и лишь незначительную часть времени находились под водой. Так, если в войне 1914—1918 годов подводные лодки в море в сред

Уважаемая редакция/ В выступлении на XXII съезде КПСС маршал Р. Я. Малиновский скавал, что «наши ракетные подводные лодки научились хорошо ходить подо льдом Арктики и точно занимать повиции для пуска ракет». Очень хотелось бы узнать подробнее об устройстве современных атомных лодок и об особенностях подводной стрельбы.

Л. ЧЕРНОВ, г. Челябинск

нем под водой были всего только около 5% времени, то к концу второй мировой войны это время достигло уже 15—20%.

И все же такое положение не могло удовлетворить новых, более высоких требований к боевым и техническим качествам подводных лодок. Атомный реактор, ракетно-ядерное оружие и радиоэлектронная техника вызвали настоящую революцию в военно-морских флотах, а подводные лодки выдвинулись как главная сила в войне на море.

Скрытность позволяет им наносить разрушительные внезапные удары. Благодаря этому тактическому качеству атомные подводные лодки в состоянии участвовать в продолжительных операциях на больших удалениях от своих баз, в районах, близких к главным базам противника, в любую погоду и время года. Они могут действовать в таких районах, где не пройдет никакой другой корабль, например под арктическими льдами.

Если в прошедших войнах подводные лодки из-за своей тихоходности вынуждены были занимать определенные позиции и выжидать появления противника, то теперь атомные подлодки могут вести активный поиск, энергичное преследование и уничтожение кораблей ударных сил противника и их конвой.

Больше того, если раньше лодки не могли, как правило, повторно атаковать противника из-за ограниченной емкости аккумуляторных батарей, то теперь большая мощность и энергоемкость атомной установки позволяют неоднократно атаковать вражеские цели.

Атомная установка простейшим и наилучшим образом разрешила извечную проблему, над которой работали кораблестроители, — создание «единого двигателя» для подводного и надводного ходов. Ценнейшее свойство атомной установки то, что в течение периода навигации подводная лодка может ходить под водой полным ходом.

Атомная подводная лодка неуязвимее дизель-электрической благодаря большей глубине погружения, увеличению подводной скорости и почти неограниченной дальности плавания под водой. Подлодки, плавающие на больших глубинах, не могут быть обнаружены и уничтожены авиацией противника, поскольку электромагнитные волны самолетных радиолокаторов не проникают сквозь толщу воды.

Отсюда видно, что атомные подводные лодки обладают принципиально новыми боевыми и техническими возможностями, совершенно несоизмеримыми с качествами подводных лодок старого типа.

ПОДВОДНЫЙ СТАРТ

Традиционное оружие подводного флота — торпеда — получило мощного союзника — баллистическую ракету, выстреливаемую из-под воды. Это оружие разработано сравнительно недавно, поэтому немногие знают о его особенностях. С этим оружием можно познакомить читателя на примере баллистической ракеты ВМС США «Поларис», тем более что а зарубежной прессе появились материалы по этому вопросу.

Большую часть корпуса обеих ступеней ракеты занимают ракетные двигатели на твердом топливе, которое получается смешением жидких полимеров с тонкоиэмельченным неорганическим окислителем. Такая смесь заливается в жидком виде непосредственно в корпус. Застыв, топливо превращается в резиноподобную массу. Тяга двигателя первой ступени около 45,4 т. Для управления ракетой на

18