Техника - молодёжи 1963-06, страница 14

Техника - молодёжи 1963-06, страница 14

Между тем профессор Лвнжевеи, заметивший а юном Жолио исключительные научные способности, устраивает Фредерика а лабораторию радия Марии Склодоаской-Кюри. Осуществилась мечте его детстве! Еще мальчишкой вырезал он из журнала «Чтение для всех» фотографию «Мария и Пьер Кюри в своей леборатории» и повесил ее над своей кроваткой. И вот сегодня он реботеет рядом с великой ученой. А тут еще встрече с Ирэн, с этой чудесной девушкой, обладающей благородной душой и ясным умом...

Прошел год. В мэрии четвертого округе Парижа был зарегистрирован брак Ирэн Кюри и Фредерике Жолио. Молодые решили соединить свои фамилии в одну — Жолио-Кюри. Оии получили из рук Мерии и Пьерв Кюри эстафету, которую блестяще принесли к финишу.

В <930 году ученые Боте и Бекер, бомбардируя альфа-частицами бериллий обнаружили загадочное излучение, испускаемое этим элементом. Оно обле-дело огромной проникающей способностью, и ученые решили, что «берил-лиевое излучение предстевляет собой известные гамма-лучи. Но Жолио-Кюри тщательными опьтеми опровергли это мнение. Они подсчитали энергию неизвестного излучения и нашли, что она в В раз больше энергии гамма-лучей.

Опыты Жолио-Кюри подготовили почву для открытия новых элементарных частиц — нейтронов. Действительно, эти чвстицы вскоре были открыты ан-глииским физиком Чедвиком. Их существование теоретически предскезел советский физик Д. Д. Иваненко.

Исследуя ядерные реакции, приводящие к образованию нейтронов, Жолио-Кюри сделели еще одно открытие. В 1934 году они получили редиоектив-иые элементы — изотопы из обычных стабильных элементов. Способность некоторых тяжелых элементов семопро-извольио излучать альфа-, бете- и гамма-лучи, называемся естественной радиоактивностью, многие годы волновала умы ученых Уже Мерия и Пьер Кюри детально изучили это явление. Они получили две новых природных радиоактивных элемента — полоний и радий.

И вот спустя почти сорок лет супруги Жолио-Кюри открыли, что радиоактивные элементы можно получать искусственным путем.

Всеобщее признение трудов супругов Жолио-Кюри выразилось в присуждении им в 1935 году Нобелевской премии. В том же году Фредерик выскезал мысль о возможности практического использования атомной энергии путем осуществления цепной ядерной реек-ции.

В 1945 году профессор Ленжеееи пи-сел: «Перед войной Жолио-Кюри уже предвидел возможность создания теплоцентрали мощностью в 300 тысяч киловатт потребляющей в качестве топливе лишь одну тонну уреие в год вместо нескольких миллионов тони каменного угля и нефти».

Жолио-Кюри хотели использоветь цепную реекцию ие для получения рез-рушительиых взрывов стихийной силы, а для того, чтобы атомную энергию поставить под контроль человеке, использовать ее не благо человечестве И вот в 1939 году Жолио-Кюри и их коллеги берут патент не построенную ими етомиую бвтерею и дарят этот патент

Нециональному институту научных исследований.

Так же поступила в свое время и Мерия Склодовская-Кюри, отдав в дар государству бесценное сокровище — весь имеющийся у нее запас радия...

Грянула войнв, и с первых же ее дней нечалась вторая жизнь Фредерике Жолио-Кюри — жизнь борце.

В тяжелые для Франции годы гитлеровской оккупации по-новому раскрылся образ этого замечательного человека. Ои имел возможность покинуть свою страну и спокойно продолжать свои исследования за ее пределами. Но Фредерик остелся со своим иеродом и, рискуя жизнью, встал в первые ряды борцов Френции за освобождение. С оружием в руках сражался он против фашистов e незабываемые дни восстания в Париже.

В мае 1941 года Фредерик Жолио-Кюри был одним из основателей подпольного Национального фронте освобождения Франции. Весной следующего годе, в самый разгар зверств фешистов, Фредерик стел членом Коммунистической пертии Франции. В эти дни он проявил себя достойным потомком парижских коммунаров.

Вспоминает Ирэи и послевоенные годы...

Теперь ее Фредерик отдает всю свою энергию восстеновлению разрушенной экономики родины. Член Акедемии «бессмертных» и десятке эерубежных академий, автор многочисленных трудов по атомной энергии, Жолио Кюри создает во Франции Комиссариат по атомной энергии и назначается его Верховным комиссаром.

В старинном форте Шатильон Фредерик строит экспериментельный втомный котел. Ои деет ему имя «Зоэ», что по-гречески ознечает «жизнь». Недаром в Декларации Комиссариата говорится: «Все трудящиеся, рабочие, ученые в Комиссариате по атомной энергии во Франции торжественно заявляют, что они уйдут из этого учреждения, если их зестевят работать над изготовлением атомного оружия».

«Ирэи» в переводе с греческого значит «мир». В день зепуска атомного котла Фредерик сказал с улыбкой своей жене: «Не будь Ирэн, не было бы «Зоэ».

Нестел торжественный день. 15 деке-бря 1948 годв атомный котел начал работать.

Фредерик Жолио-Кюри поставил грозную силу атомной энергии на службу человечеству и миру. С этого дня его имя стало символом защиты мира, символом борьбы за мир. Вот что писал о нем крупнейший енглийский ученый Джои Бернел: «Мы вступили в эру великих достижений неуки и в лице Фредерике Жолио-Кюри видим человека, стоящего не высоте задач, которые выдвигает перед нами новая эра. Этим ои обязан отчасти своей интеллектуальной одаренности и высокому моральному облику, а главное тому, что ои был н остелся сыном своего народа».

В 1949 году Фредерик Жолио-Кюри был избран председателем Подготовительного комитете по созыву Всемирного конгрессе сторонников мира, а затем председателем Постоянного комитете конгрессе. Нв заседании комитета в Рима он сказал: «Мы твердо решили принять все меры к тому, чтобы иешим

детям не пришлось изведать ужасов новой войны, к тому, чтобы достижения неуки ие были использованы для преступных целей, к тому, чтобы результатом совместных усилий трудящихся всего земного шара было счастье человечества а не развалины и уничтожение жизней».

Откез Жолио-Кюри реботеть иед созданием атомного оружия вызвал бешенство у врагов мира. Под грубым нажимом америкеиских хозяев реекци-онные круги френцузской буржуазии сместили знаменитого ученого с посте Верховного комиссара, они запретили ему доступ в форт Шатильон, отстранили от исследовательской роботы в области атомной энергии.

Позорное решение французского правительстве вызвало бурю негодования во всем мире. По всей Френции звучал гневный лозунг: «Верните Жолио-Кюри!» Советские ученые в своем протесте писели: «...Варварскому преследованию подвергся один из лучших представителей прогрессивной мысли Франции.. Отстранение Жолио-Кюри от зенимаемого им посте произ едено в угоду поджигателям новой войны... В эти дни мы, советские ученые, хотим зесаидетельствовать свое уважение замечательному сыну свободолюбивой Франции, самоотверженному деятелю науки и стойкому борцу за мир!»

Фредерик Жолио-Кюри был убежденным и искренним другом советских людей. Будучи президентом обществе «Франция — СССР», он неоднократно приезжал в СССР и каждый раз восхищался достижениями советского народа и успехами советской науки. Выступая иа 12-м съезде Компартии Франции, он сказал: «...Я думаю обо всех этих новых людях, которые уже спасли однажды человечество и которые являются надеждой всего мира. Мы у них в долгу, бот почему иикогде ученые-коммунисты не дедут ни малейшей доли своих знаний для подготовки к война против Советского Союза».

Злобные выпады врагов мира не смогли поколебать у Фредерике веры в правоту своего деле, не смогли согнуть этого Человеке с большой буквы.

В адрес поджигателей новой войны Фредерик Жолио-Кюрч говорил: «Растущая армия сторонников мира сорвет их преступные планы и изгонит их навсегда!»

Отвечея ие приветствия а день своего пятидесятилетия, Фредерик сказал: «Вот когда установится прочный мир, мы, ученые, спокойно сможем трудиться в наших лабораториях, и каких только открытий мы тогда не совершим! Уверяю вас, мы принесем миру семые счастливые новости».

В 1956 году после лучевой болезни скончелесь Ирэн Жолио-Кюри. Тяжело больной Фредерик мучительно переживал ее кончину, ио он до конца своих дней оставался на боевом посту. Он умер 14 августа 1958 года.

«Жолио-Кюри посвятил свою жизнь двум неотделимым делам: науке и миру», — эти слова, сказенные французскими коммунистами, лучше всего характеризуют жизнь великого ученого и борца.

«Славой Франции» называл профессор Поль Ланжевен своего любимого ученика и друга. «Славой Мира» называют Фредерика Жолио-Кюри народы всех стран.

10