Техника - молодёжи 1964-01, страница 34

Техника - молодёжи 1964-01, страница 34

м

ашина и человек. Кибернетика и мозг. Сегодня все чаща сталкиваются вти понятия.

— Как антиподы!

— Нет, кек союзники.

Кибернетика рассматривает мозг кек систему для целенаправленной переработки информации. Но разве можно забывать при этом об общественном характере мышления! Никогда...

Если отвлечься от лирических восприятий природы, то Прелесть великолепных осенних дней в Киеве математически можно было бы определить как совокупность всех метеорологических функций, рассчитанных природной машиной по самому оптимальному варианту...

Да простит мне читатель необычность такого сравнения, ио, право же, оно не случайно.

На дальней окраине Киева, куда автобус пробирается тихими, еще не преображенными по замыслам архитекторов улочками, стоит светло-серое здание института кибернетики Академии наук УССР. И хотя построено оно, видимо, недавно, слева на обширной площадке уже вырисовываются контуры строения, по масштабам более величественного.

взаимодействий друг с другом тончайших связей 15 млрд. иейронрв — 15 млрд. иервиых клеток, втих микроскопических ячеек головного мозга.

Понять жнзиь 15 млрд. нейронов, деятельность которых слагает разум, чувства — всю духовную жизнь человека! И не только понять, ио и воспроизвести! Да полно, мыслимо лн это?

Исследователи доказали: принципиально можно. Достижения кибернетики позволяют сегодня говорить о построении модели мозга.

И не только говорить!

Я видел сложные, непонятные для непосвященного Математические описания и графики. То была синтезированная средствами кибернетики, облеченная в архитектуру формул модель нейрона, способная учесть и повторить все тонкости поведения простейшего «кирпичика» нашего разума.

КИБЕРНЕТИКА МОЗГА

В. МЯКУШКОВ

Я знал, что своими работами по автоматизации управления этот институт стал популярен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, что в ием трудится талантливая молодежь, которой руководят такие же молодые люди; что директор института, действительный член Академии наук УССР, ее вице-президент Виктор Михайлович Глуш-ков — человек огромного дарования, интересной судьбы, чье имя с уважением Произносится учеными многих стран мира; что коллектив института успешно решает новые важные проблемы кибернетики. Я бы скавал — беру грех на свою душу, — проблемы ие только важные, но еще недавно, пожалуй, и фантастические.

Поэтому для меня не было неожиданностью, когда в первых же беседах с Виктором Михайловичем Глушковым и его учениками Юлией Владимировной Капитоновой н Александром Адольфовичем Ле-тнчевскнм я узнал, что институт дерзает на моделирование человеческого мозга, что он намерен обучить электронные машины логически мыслить, отбирать нужную человеку информацию, доказывать нерешенные теоремы, создавать новые гипотезы. Однако разберемся по порядку.

МОДЕЛЬ ЯЧЕЙКИ МОЗГА

Начну с воспроизведения процессов мышления. Решение такой задачи немыслимо без понимания центральной нервной системы человека как многогранной, очень сложной совокупности

Значит ли это важное достижение советских ученых, что сегодня можно построить модель человеческого мозга? Не будем торопиться: такое сегодня практически еще невозможно. Даже самая грубая модель лишь одного нейрона равнозначна довольно сложной схеме радиоприемника. Сколько же потребовалось бы таких устройств для моделирования всех нейронов человеческого мозга? Виктор Михайлович в одном из своих выступлений заметил, что если условно оценить стоимость одной модели в 10 копеек, то затраты на моделирование всего человеческого мозга составят миллиарды рублей.

Но обязательно ли при создании новых и все более совершенных кибернетических устройств видеть в идеале машину, которая точно копировала бы работу человеческого мозга? Материальная основа живых нейронов качественно отличается от материальной основы элементов, слагающих электронные машины. Следовательно, формы нх взаимных связей и должны отражать специфику этих основ. Поэтому буквальное следование принципам, по которым работает наш мозг, при создании новых машин неприемлемо. Это хорошо понимают исследователи института. И тем ие менее оин собираются приступить к созданию модели нескольких десятков, а может быть, и сотен нейронов.

Зачем же? Дело в том, что наукой сейчас поставлена задача проникнуть во всю совокупность и сложность мыслительных процессов. Здесь кибернетика рука об руку идет с бнологней на штурм, Пожалуй, наиважнейшей тайны

природы — тайны разума. Это, конечно, дело будущего. На пути создания электронных моделей мозга еще много преград. Ведь по мере увеличения количества моделей нейронов кибернетические устройства могут превратиться в огромные многоэтажные сооружения. Разве можно нх сравнить по величине н сложности с человеческим мозгом весом в несколько килограммов?

В институте уверены, что кибернетика преодолеет вту преграду. Ведь уже сейчас идет процесс миниатюризации счетно-вычислительных машин. Примером ее может служить запоминающее устройство изготовленной одной печатной схемы, занимающей по объему несколько квадратных миллиметров. Такая схема может «запомнить» уже 500— 600 тыс. знаков. В будущем плотность таких ячеек будет еще большей н в конечном счете приблизит размеры моделей к объему мозга.

Пока же биологн могут использовать методы влектронного моделирования при изучении мозга на уровне отдельных клеток: проверка гипотез о передаче информации от нейрона к нейрону, исследование процессов возбуждения и угасания условных рефлексов.

Создание модели нейрона в Киеве — важная веха на этом пути.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НА ПРЕДЕЛЕ?

В се связано и взаимообусловлено гораздо теснее, чем может показаться на первый взгляд.

30

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Картинка строение нейрона

Близкие к этой страницы