Техника - молодёжи 1964-02, страница 36

Техника - молодёжи 1964-02, страница 36

ПИСАТЕЛИ О СВОЕЙ РАБОТЕ

Вадим Андреевич САФОНОВ—известный писатель, публицист и популяризатор науки. Первая его книга — о людях науки, «Ламарк и Дарвин» — вышла в 1930 году. Наиболее популярны его книги «Победитель планеты», «Александр Гумбольдт», «Власть над землей», «Загадка жизни», «Земля в цвету» (за эту книгу писатель удостоен Государственной премии), «Путешествие в чужую жизнь».

В. А. Сафонов по специальности биолог. Его перу принадлежит научная монография о Тимирязеве. Имя писателя известно за рубежом, его произведения переведены на многие языки мира.

Редакция журнала попросила Вадима Андреевича рассказать, над чем он сейчас работает, о своих творческих планах на будущее.

Недавно я написал: «Думаю, что не может быть писателя без своего дальнего пути».

Три последние мои книги обязаны «дальним путям».

Это роман «Дорога на простор», изданный несколькими большими тиражами издательством «Советская Россия». Роман об одной из удивительнейших фигур нашей истории — Ермаке и прежде всего — о земном просторе, о «потрясенном времени» и о народном подвиге, становящемся песней.

Чтобы написать роман, я проехал путем казаков Ермака: Урал — Тобол — Иртыш. Никогда не забуду впечатлений втого пути, где давняя героика слита воедино со сказочной романтикой наших дней.

Обе мои путевые повести — «Путешествие в чужую жизнь» и «Опаленные солнцем» — в втом году вышли в виде одной «Книги странствий». Мне хотелось, чтобы читатель будто бы сам отправился в путь и, ощутив движение ветра, сам увидел то, что видят автор и его герои. Землю, как большой дом человечества, ее простор, бесконечно многообразные облики земных дорог. Чудесное утро пробудившейся Африки и великие многотысячелетние культуры Средиземноморья. Древние гнезда Европы, ее «святые камни» и сложное противоречивое сегодня. Как же оценит эту жизнь мой читатель, мой спутник? Но главная задача, которую я поставил перед собой: померяться не с низинами (это легко!) чужого мира, а с прославленными вершинами его культуры, его искусства, «вечными ценностями».

Померяться... Вот почему непрерывным вторым планом повестей идет «оглядка» на Родину, на людей и события.

И вот почему повести эти непосредственно перешли для меня в книгу рассказов. Рассказов о нашей стране, выше и лучше которой я не видел нигде в мире. О событиях самых, казалось бы, обыкновенных. О борьбе и о труде. О любви, счастье и расставаниях. О красоте жизни, которая сильнее угрозы атомной смерти. Гудящие машинами дороги среди полей, старые и юные города под небом, прочерченным огненными трассами наших «звездных кораблей». Одна земля. И надо беречь, умножать красоту ее.'

Книга названа мною, по одному из рассказов, «Звездный путь».

Сейчас я готовлю однотомник, куда войдут старые и новые вещи.

А затем ждет новая книга. В ней также будут раздумья о больших судьбах человеческой культуры, образы строителей ее, ветер земного простора. Но не вариации на прежнюю тему. Многое предстанет как бы под увеличительным стеклом. Так возникает фантастика. Уже написано «Пришествие и гибель Собственника». Лиха беда начало. Пристальный взгляд должен словно обнажить перед читателем абсурдность того, чужого, мира, недоброе направление в нем могучей силы, порожденной сегодняшней наукой. Это лншь одна сторона книгк. Ей противостоит другая, утверждающая. Я думаю о приключениях, борьбе, людских судьбах, о современности и «раскопках» пластов истории, рассказах «страшных» и добрых. И о смехе, сатире, без которой не мыслю такой книги. Я чрезвычайно высоко ставлю Станислава Лема и частично Рвя Бредбери: у них нахожу подобное сочетание.

Впрочем, написать задуманную книгу гораздо труднее, чем рассказать о ней.

32

;

;

Окончание статьи «Искусственный дождь...»

сети, могут увеличить ширину захвата поливом в пять-шесть раз! Стоимость таких трубопроводов, названных впоследствии шлейфовыми, в пересчете на гектар орошаемой площади оказалась значительно меньшей, чем стоимость мостовых машин.

Передвижной трубопровод снабжается тонкими трубками с отверстиями для выпуска воды в борозды — поливными открылками. Один открылок приходится на 8—10 борозд. Ра-бочии- оливальщик может управлять током воды в несколько сотен борозд одновременно. Когда трубопровод перевозится на другое место, поливные открылки укладываются на стойки. Но на трубопровод можно поставить и дальнеструйные дождевальные аппараты. Каналы для забора воды в такой дождевальный шлейф могут быть открытыми или закрытыми — в этом случае в землю зарывается труба. Располагаются каналы на 500—800 м друг от друга. Закончилась поливка на одном участке — трактор перетягивает шлейф на другой.

Совсем не обязательно, чтобы по полю ходили несколько тракторов. Зато могут работать одновременно 10—15 шлейфов. Пока часть из них орошает землю искусственным дождем, другие подтаскиваются трактором на новый участок. Но как перетаскивать 400-метровые трубопроводы-шлейфы? Конструкторам пришлось немало потрудиться над этим, казалось бы, простым вопросом. Пробовали применять колеса, но они хорошо шли только по сухой почве. Кроме того, колеса повреждают корни растений. Лучше себя зарекомендовала ползунковая опора. Она легко преодолевает все неровности почвы, след от нее меньше вредит посевам. Под искусственным дождем может находиться сразу 25— 26 га посевов.

Дождевание очень выгодно. Примером может служить опыт колхоза имени В. И. Ленина в Адыгейской автономной области Краснодарского края. Средства, израсходованные колхозом на строительство оросительной системы площадью 500 га, окупились в один год.

Важно также отметить, что при орошении дождеванием колхозам и совхозам не нужно увеличивать парк машин и орудий, который применялся в хозяйстве до этого.

Интересно, что дождевание приносит пользу не только в засушливых районах, а дает большую прибавку урожая овощных культур даже под Ленинградом, в Магаданской и Якутской областях. Дождевание — одно из действенных мер борьбы с заморозками. Сманенное «дождем» растение при температуре ниже нуля обволакивается ледяной корочкой. Под ней благодаря выделению при замерзании скрытой теплоты сохраняется более высокая температура. Дождевание занимает прочное место среди других способов орошения.

НАГРАЖДЕНИЯ ПОЧЕТНЫМИ ДИПЛОМАМИ

Нак уже сообщалось, в целях поощрения технического творчества журнал «Техника — молодежи» учредил ПОЧЕТНЫЙ ДИПЛОМ. который присуждается коллективам, активно способствующим развитию технического творчества и лицам, создавшим в свободное время особо оригинальные, высокопроизводительные и ценные конструкции. В ноябре — декабре 1963 года и январе — феврале 1964 года почетные дипломы присуждены:

Удмуртской и Марийской республиканским, Магаданской, Одесской и Кировской ббластным станциям юных техников, кружку телевидения Томской областной станции юных техников, лаборатории автоматики и телемеханики Новосибирской областной станции юных техников, клубу юных автомобилистов Ярославской станции юных техников, экспериментальной лаборатории микролитражных автомобилей Курского дворца пионеров н школьников и заочному клубу юных автолюбителей Орловской областной станции юных техников — за активное развитие массового технического творчества.

Академику А. И. Бергу — за активную популяризацию науки и многолетнее плодотворное сотрудничество в журнале, инженеру Бескурникову А. А., старейшему автору журнала, — за плодотворную деятельность в области развития технического творчества молодежи.

За создание оригинальной конструкции самолета удостоены почетного диплома товарищи Пьецуха А. И., Рыца-рев В. М., Тищенко О. И., Пушкин В. П. За оригинальные авто- и мотоконструкции: Глухарев Е. В., Андреев Ю. Н., Дрыннии А. Н., Шувалов А. М., Сухов А. Ф„ Гольдин Р. И., Мамаев Ф. А., Гридин В.- И., Олейников А. В., Михайлов Н. П. За развитие авиамоделизма: Назаров А. Ш., Литвинов В. Д., Есьнов В. Ф. За оригинальные изобретения: Гафаров А. М., Четвериков А. П., Головов А., Булавин В.