Техника - молодёжи 1964-04, страница 21

Техника - молодёжи 1964-04, страница 21

шине рабочие из Кегичевки. Кш то по телефону вызвал вертолет. В этот момент Савран и Водопалов, привязав к переплетам один конец кабеля, сбросили вниз другой. «Хотят спускаться!» — пронеслось по толпе. Тут же кабель подхватили, прикрепили к машине. Шофер стал отъезжать в сторону, чтобы оттянуть его от вышки, и... не рассчитал. К бель оборвался посередине, зацепившись концом за укосины где-то в 20 м от земли. Никто не успел опомниться, как в ту же секунду, схватив остаток кабеля, бурильщики Дмитрий Иванисов и Леонид Цимбал кинулись к вышке, полезли по лестницам вверх. Навстречу им летели грязь, камни, комья земли... Как кошки, взвились ребята на вышку и связали кабель. Теперь его оттянули более осторожно. Те же Иванисов, Цимбал и вместе с ними Ляш, Влас Лысюк и другие развернули под кабелем брезент, крепко держали его в руках. Первым спустился Савран. Десятки людей подхв тилн его на земле, понесли в машину. Он вырвался: «Там мой товарищ!» Водопалов, видимо, поторопился. Он скользнул по к. белю слишком быстро. Руки с силой ударились об узел, разжались от жгучей боли. «А-ах!..» — выдохнули люди. Но не зря, задыхаясь от газа, держали внизу брезент мужественные парни. Водопалов упал на широкое полотнище. «Ж I» — вне себя от радости закричали бурильщики.

ПОДВИГ В БУШУЮЩЕМ ВУЛКАНЕ

Так спасли людей. Теперь надо было укрощать стихию. Рискуя жизнью, молодые специалисты — посланцы Харьковского института газа — техник Евгений Гончаренко, лаборантки Ольга Захарова и Алла Муракаева стали определять состав газа. Днем и ночью под дождем и холоди 1ми ветрами они находились с приборами возле гремящего газового вулкана. Надо было вовремя сообщить об опасных для взрыва концентрациях и степени заражения газом атмосферы.

Деревню Антоновку решено было эвакуировать. Землеройная техника, стянутая к Кегичевке, окольцевала буровую высоким валом: хлынувший из скважины поток выбрасывал до 20 тыс. куб. м воды в сутки и грозил затопить окрестные поля и селения. Одновременно от озера проложили пятикилометровый водопровод и вырыли ямы для воды и глинистого раствора. Из Донбасса прибыли колонны машин с цистернами. Стали готовить пульпу для ат ки газового вулкана.

Молодые инженеры искали выход: как заткнуть глотку разъяренному чудовищу? Дорог был каждый день. До 5 млн. куб. м в сутки ценнейшего газа улетало в воздух. На помощь инженерам подоспела бригада добровольцев: электросварщик Валерий Кизин, бурильщики Николай Дьякивнич, Павел Крячко, автогенщик Дмитрий Моисеев. Старшим среди них был герой тушения многих фонтанов Андрей Матвеевич Жуков. И вот эта бригада под ударами водяных струй поднялась на вышку, протащила сквозь переплеты тросы, и тракторы потянули к устью скважины многотонную броневую плиту — сталь толщиной в 10 см. Чтобы обезопасить работы на вышке, надо было этой плитой заслонить устье, заставить фонтан бнть в сторону. Наконец броню водворили на место, поставили на нее газовую арматуру, взрывом освободили от инструмента скважину.

И вот тут случайно оступился бурильщик Н. Д| якивнич, упал под помост в бушующий газов 1Й ад. Невзирая на смертельную опасность, А. Волков, А. Боцман, А. Радан и Т. Джавадишвили, обливаясь i одой, спустились под плиту и вытащили уже было задохну пиегося парня.

В следующий момент 30 с лишним заливочных агрегатов, 6 буровых насосов обрушили в скважину из цистерн и ям запасы глинистого раствора. И 26 октября фонтан задохнулся. Инженеры подсчитали: газоносный пласт, обнаруженный новым методом, имеет сверхвысокое, номальное давление— около 300 атм. Такого никто не ожидал! Запасы месторождения огромны — сотни миллиардов тонн ценнейшего продукта для химической промышленности. Они примерно равны знаменитому на всю Европу Шебелинскому месторождению, что по соседству. За такой клад стоило бороться!

Два .дня тихо было вокруг Кегичевки. Но 28 октября вздрогнула земля под вышкой.

Снова ударил фонтан. И вдруг на глазах у всех на буровой разверзся кратер диаметром в 60 м. Участок в тысячу квадратных метров вместе с вышкой стал уходить под землю. Вышка потянула за собой в кратер два трактора, зацепленные за нее канатами. Тогда геолог Ткачишин, инженер Гершенин и механик Кубрак кинулись к машинам и начали освобождать их от тросов. Они не бросили машины даже на краю кратера, когда под ногами уже поползли трещины в почве и стала обрушиваться вниз земля. Изловчившись, Тка

чишин, наконец, сумел вышибить стопоры. Тракторы быстро угнали в безопасное место.

1 ноября газовый фонтан, заражавший местность, решили поджечь. Другого выхода не было.

...Оцеплена степь. Все эвакуировано из оп сной зоны. Человек поднимает ракетницу. Рука его слегка дрожит: жалко так расправляться с ценнейшим добром. Но здоровье людей дороже. Летит в центр струи красный огонь ракеты. Вулкан глотает ее и гасит. Он властно сопротивляется, словно хочет жить. Еще одна ракета, повыше. Результат тот же. Третья — в самый верх. И над искусственным озером вспыхи ает гигантский костер. На полсотни километров вокруг освещается им окрестность. Но это уже не опасно.

НЕОКОНЧЕННАЯ ПОВЕСТЬ

Через две недели начался последний этап в укрощении вулкана. Мастера И. Ляш и Г. Скарбяна с бригадами соорудили каждый по вышке — по обе стороны от огненного кратера. В те дни родился новый план борьбы за газовое месторождение. С ювелирной точностью прокладыв ются две наклонные скважины, чтобы на расстоянии 2 км под землей попасть в мишень размером 25 см. Перехватывается горло фонтана. Туда через трубы под огромным давлением подается раствор и намертво цементируется ствол.

Так необычно было открыто уникальное Кегичевское газовое месторождение.

Теперь сразу же будет у сличена подача газа Киеву, Полтаве, Харькову, Одессе, Москве по уже готовым трассам. Потребителями его станут также металлургические предприятия юга, многочисленные тепловые электростанции, новые химические предприятия.

Но вот что еще радостно. Открытие Кегичевского месторождения, как объясняет один из создателей нового метода разведки, дирек ор Харьковского научно-исследовательского института газа А. П. Агишев, — только начало больших событий. Здесь, в юго-восточной части Днепровско-Донецкои впадины, ученым уже известны по крайней мере &—10 перспективных структур, подобных Кегичевскому месторождению. Что они дадут? Догадаться нетрудно. Только на iase шебелинского природного газа в ближайшие годы будет построен крупнейший химический комбинат органического синтеза. Надо полагать, он не станет единственным, когда начнут открываться одно за другим новые месторождения. Уже теперь ясно, что Харьковщина превращается в важнейший газодобывающий район страны, а в, будущем, очевидно, она станет центром газовой промышленности Советского Союза.

Вот как будто бы и вся история о том, как молодость убежденность и мужество рука об руку с опытом и знаниями открывают дорогу в неведомое, ставят на службу народу огромные богатства. Но... подумайте! Неужели эта история окончена? Разве не взяли уже от нее начало, не завязались прямо сейчас увлекательные повести об открытии многих газовых месторождений по новому методу? Верится: мы узнаем об этом довольно скоро.

Что изображено на этой фотографии 1

Фотолюбитель Ю. СО-СИН из Львова прислал в редакцию эту фотографию и предложил читателям угадать, что на ней изображено. Если вам это не удастся, а гляните на 40-ю страницу журнала. Там помещен ответ.