Техника - молодёжи 1964-04, страница 28шедевром Вермеера. Подлинность кар-тины подтвердил также реставратор, принимавший участие в ее расчистке. Новоявленный Вермеер был куплен музеем Беймана в Роттердаме за 520 тыс. флоринов. Н. ГРИГОРОВИЧ и Ж. СТЕРЛИГОВ в ИСКУССТВЕСлово «фоссер» лишь недавно вошло в русский язык. Оно означает «подделыватель картин». Нет ничего удивительного в том, что в русском языке не оказалось точного соответствия французскому «фоссер» — представители этой «профессии» в нашей стране встречаются редко. Между тем на Западе их деятельность, особенно за последние годы, приобрела необычайный размах. О характере и методах нх работы можно судить по тем скандальным разоблачениям, которые нередко появляются в зарубежной прессе. Эдуард VI и фоссеры Английский король Эдуард VI (1547— 1553) умер в весьма юном возрасте. Не удивительно, что его изображений почти не сохранилось, а те, что известны, считаются величайшей редкостью. Поэтому появление двух неизвестных ранее портретов Эдуарда VI произвело в I ропе подлинную сенсацию. Казалось, их подлинность не может вызвать и тени сомнения. Оба портрета были написаны масляными красками на холсте, потемневшем и заметно обветшавшем от >емени. Однако, не вполне доверяя этому красноречивому свидетельству подлинности портретов, эксперты решили произвести химический анализ красок. Как принято в таких случаях, с предельной осторожностью были взяты тончайшие срезы красочного слоя с наиболее нейтральной части живописи — фона. Исследование красочного пигмента подтвердило, что п ртрет действительно написан в XVI—XVII веках. История искусства обогатилась двумя ценнейшими памятниками прошлого. Однако нашелся человек, которого не убедили выводы химиков и реставраторов. Это был известный искусс во-вед Колииз Бейкер, р зоблачивший на своем веку немало фальсификаций. Когда он выступил со своими аргументами, его едва не подняли на смех. Какой-то «гуманитарщик», основываясь лишь на такой сомнительной вещи, как интуиция, пытается опровергнуть выводы точных наук1 К счастью, Бейкер обладал достаточной энергией и упорством, чтобы вопреки казавшимся бесспорными доказательствам продолжать настаивать на своем мнении. Он утверждал, что хотя Эдуард VI и умер в раннем возрасте и потому отличался достаточно неоп еде ленными, почти женственными чертами лица, он все же не мог так сильно походить на женские портреты XVII века. Кроме того, сомнение вызывало некоторое несоответствие нежного отроческого лица разаитой мужской фигуре, что брос лось в глаза на втором портрете. В конце концов Бейкеру удалось настоять на повторном анализе. На этот раз портреты были подвергнуты рентгеновскому исследованию. И перед учеными открылись хитроумные уловки, к которым прибегли фоссеры. Оказалось, что оба портрета действительно созданы давно, правда ие в XVI, а XVII веке, когда Эдуарда VI уже ие было в живых. На одном из них первоначально была изображена девочка с цветком в руке, одетая в длинное платье с широким воротником по моде того времени. Ловкие мошенники превратили цветок в кинжал, поверх платья надели латы, слегка уменьшили воротник и удлинили лицо, а голову покрыли великолепным беретом с плюмажем. На другом портрете, также принадлежавшем голлвидской школе XVII века, была изображена неизвестная женщина, которую фоссеры с легкостью превратили в Эдуарда VI, оставив лицо и руки почти без изменений и лишь «накинув» поверх платья пышную королевскую мантию. Зиая современные методы раскрытия подделок, фоссеры предусмотрительно использовали старый холст, почти не тронув живопись в тех местах, откуда обычно берут пробы для анализе Это-то первоначально и ввело в заблуждение ученых, исследовавших подлинность портретов Эдуарда VI. Дело Ван Меегерена Вряд ли удастся отыскать в Европе хоть одного известного художника, который рано или поздно ие стал бы жертвой фоссеров. Особенно привлекают их внимание мастера, с чьей жизнью и деятельностью связаны неразгаданные тайны, чьи картины редки, а творчество окружено легендами. Одним из таких загадочных художников был голландский мастер Ян Вермеер Депфтский (1632—1675). От него сохранилось около 40 более или менее достоверных полотен, которые ценятся поэтому буквально на вес золота. Появление каждой новой картины Вермеера — сенсация, В 1937 году крупному голландскому знатоку Бредиусу предложили атрибу-тиро 1вть картину «Пилигримы в Эммау-се». Он без колебаний признал ее За период с 1939 по 1943 год появились еще 4 картины Вермеера, признанные специалистами как подлинники. Одна из них была продана за 1 млн. 250 тыс. флоринов. Тогда же стало известно, что все эти полотна вышли из собрания одного голландского художника — Ван Меегерена. В 1944 году он имел неосторожность продать через посредников в Герма-нию еще одну картину Вермеера «Неверная жена». Впоследствии она оказалась у Геринга, и это дало основание после войны привлечь Ван Меегерен i к суду по обвинению в коллаборационизме. Художник был заключен под стражу. К величайшему изумлению следователей и знатоков искусства, он заявил, что все эти Вермееры — поддельные. Ему стоило больших трудов доказ ть свою правоту, так как специ мтисты продолжали утверждать, что к ртины подлинные. И только когда в тюрьме Меегерен сумел написать очередного «Вермеера», с него сняли обвинение в коллаборационизме И осудили иа год за мошенничество. Искусство и воровство Начиная с сенсационного похищения из Лувра «Джоконды» Леон !рдо да Винчи в 1911 году, кражи произведений искусства стали в буржуазном обществе заурядным явлением. Ос бенно участились они за последнее десятилетие Теперь похищением одной картины, как бы оиа ни была знаменита, не удивишь никого — современные грабители далеко ушли от таких масштабов. Лишь за три последних года из музеев и частных собраний на Западе произведений искусства было украдено на сумму до 16 миллионов долларов. Одно из самых крупных дел — похищение картин французских художников XX века из музея города Сен-Тро» пез ■— принесло удачливым мошенникам 2 млн. долларов. Правда, грабителям этого показалось мало. С каждой картины было сделано по 2—3 копии, впосл адствии проданные коллекционерам Европы и Америки под видом подлинников на общую сумму до миллиарда старых франков. Быть может, именно поэтому воры оказались столь сговорчивы, что в ответ на обращение знаменитого французского художника Сегонзака, который через печать предл >жил км оставить себе одну акварель его работы (стоимостью в 1 млн. франке I) 24 |