Техника - молодёжи 1964-04, страница 29

Техника - молодёжи 1964-04, страница 29

-Кг

I

НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

Проверить, принадлежит ли картина кисти мастера той или иной исторической эпохе, можно с помощью химического анализа Красин, взятой с холста. Дело а том, что в различные исторические эпохи художники писали красками, разными по химическому составу.

На смену натуральным краскам старых мастеров в XVIII и и XIX венах приходят синтетические краски. Скажем, цинковые белила оявнлись лишь в 80-х годах XIX вена, кадмии (желтая краска) был открыт в 1817 году, но до середины 1830-х годов применялся крайне редно. Хром (желтая или оранжевая красна) появился в 1818 году. I Берлинская лазурь (синяя краска) широко стала применяться с 1724 года. Ультрамарин (синяя краска) предложен в 1828 году, а с 1931 года началось его производство во Франции. Хромовая зеленая нраска появилась в начале XIX вена, ио широко ее стали применять в живописи с 1860 года.

ЭЛЕКТРОННАЯ ЛИНЗА

«СМЕАУГМЫИ

[КИ

ОБЪЕКТ

НЕВИДИМОЕ

ИНФ0Д1ФАСН0Е

ИЗОБРАЖЕНИЕ

Фото 2.

ФЛУОРЕСЦИРУЮЩЕЕ

ВИДИМОЕ

ИЗОБРАЖЕНИЕ

Ьольшие возможности перед экспертами открыли физико-оптические методы исследования. Например, простое фотографирование поверхности картины, освещенной но-сым светом, помогает определить манеру художника, а иногда и установить, какому мастару принадлежит неизвестная нартина.

С помощью разработанного в последнее время электрон-но-оптнчесного преобразователя (ем. схему) в инфракрасных лучах можно быстро рассмотреть скрытое за ноЬыми слоями нрасни первоначальное изображение.

Фотографирование полотен в ультрафиолетовых и рентгеновых лучах также позволяет увидеть разницу в том, что при обычном освещении казалось одинановым и ие нинаких сомнений.

на фото 1. Фрагмент женсного портрета, Сня-условиях и в ультрафиолетовых лучах. >иолетовые лучи помогают обнаружить места, вновь написанные позднейшими подновителлми картин, и места утрат первоначальной живописи, увидеть фальшивые подписи.

А фото 2 поназывает, Каи рентгеновы лучи помогают выяснить сохранность основы произведения, выявить утраты, обнаружить слои позднейших записей.

и вернуть остальные картины, они сообщили министру культуры Франции адрес заброшенной фермы, где под соломой были найдены украденные полотна.

Чувствуя безнаказанность, похитители картин наглеют. Недавно весь мир облетело известие об ограблении этрусских гробниц близ Тарквинии. Буквально среди бела дня были взломаны решетки у входа в древние могильники и выломаны вместе со штукатуркой куски редчайших фресок V века до и. з. Не помогли ни сторожевые собаки, ни современные электронные системы.

На Западе ходят слухи о том, что все это дело рук «международной банды похитителей произведений искусства». Поговаривают, что во главе ее стоит «меценат»-миллионер, не брезгующий ничем. По другим данным, это бывший американский искусствовед, известный под кличкой «Эдди-кисть».

Как бы то ни было, грабители чувствуют себя настолько уверенно, что иногда отваживаются вступать в длительную переписку с властями. Вскоре после похищения из лондонской национальной галереи портрета герцоге Веллингтона работы Ф. Гойи в агентст

во Рейтер пришло письмо, в котором была указана сумма выкупа —140 тыс. фунтов стерлингов. За этим последовал еще ряд писем и телефонных звонков, которые сообщали, что картина в полной сохранности. Последнее письмо, полученное в этом году лордом Робиксом {председателем правления музея), предупреждало, что если власти, наконец, не пойдут на компромисс и ие выплатят указанную сумму, грабители «не остановятся ни перед чем и совершат неизбежное».

Тайна серебряного пояса

В 1916 году Ленинградский Эрмитаж приобрел древний серебряный пояс с изображением мифологических животных н остатками полуистлевшей ткани, на которой некогда крепились отдельные звенья. Пояс привел в восторг специалистов. Известный ученый того времени Ростовцев назвал его «великолепным образчиком возрождения звериного стиля в эпоху позднего эллинизлии и датировал II—I веками до и. э.

Пояс был настолько необычен и загадочен, что в течение полувека при

влекал внимание ученых. Ему тщетно искали аналогию — то в поясе, попавшем в Британский музей из-под Софии, то в свинцовых пластинах, поступивших в Одесский музей от неизвестного лица, но якобы найденных в Ольвии. Было высказано предположение, что эти пластины послужили моделями для обоих поясов — эрмитажного и лондонского.

В 1929 году Ростовцев издал книгу, где определил загадочный пояс как ранний образец персидского влияния и датировал его уже III веком до н. э. Позже он стал называть его сарматским.

Прошло много лет, прежде чем эрмитажным поясом заинтересовался советский археолог А. Иессен. Он выяснил, что пояс был приобретен у служащего одесского банка Хмелиовского, который во время революции эмигрировал в Америку. В 1922 году он распродал свою коллекцию древностей, часть которой приобрел Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Среди проданных вещей были довольно сомнительные экземпляры, которые после ряда сопоставлений привели А. Иессена к выводу, что источник всех этих древ* ностей нужно искать в Одессе.

25