Техника - молодёжи 1964-10, страница 19

Техника - молодёжи 1964-10, страница 19

КИБЕРНЕТИКА

Л. АРКАДИИ Рис. Н. Рушева

Оточки зрения кибернетики организм спортсмена представляет собой сложную систему управления, нечто вроде гигантского производственного комбината, где мозг выполняет роль дирекции, нервы и кровеносные сосуды имитируют связь и снабжение, мышцы — двигатели и технологическое оборудование.

Для эффективной работы этого комплекса необходимо, чтобы в мозг достаточно часто поступали так называемые сигналы «обратной связи». Иными словами, мышцы и различные органы должны сообщать мозгу, как они выполняют его приказы, как протекают в них различные процессы.

Здесь интересно вспомнить историю с Петром Болотниковым. Ученые задались целью раскрыть секрет удивительной работоспособности организма знаменитого бегуна. Были проведены многочисленные исследования. И оказалось: спортсмен обладает феноменальной способностью анализиро

вать состояние своего организма. Например, в ходе испытаний на кислородное голодание Болотников «рассказал» процесс изменения уровня гемоглобина в крови с такой же точностью, как это сделал специальный прибор оксигемограф.

Но такой «чуткостью» обладают редкие спортсмены. Поэтому ученые и тренеры создают для своих воспитанников специальные сигнальные устройства. Используя их в ходе тренировки, спортсмены резко ускоряют процесс обучения.

Для передачи гимнастам информации о пространственных и временных параметрах их движений В. Чебура-ев создал специальные приборы с использованием электронных устройств.

Сбоку от брусьев параллельно плоскости маховых движений гимнаста устанавливается система фотоэлементов. Благодаря им гимнаст (и тренер) непрерывно получает данные об амплитуде маха. После того как система фотоэлементов была соединена со звуковым устройством, прибор фактически превратился в автоматического тренера.

Большое значение имеют для боксера скорость его реакции, быстрота и сила удара. Для определения этого создан динамометр, который позволяет быстро и с большой точностью обучать юных боксеров регулировать силу удара. А. Лясота сконструиро-

и СПОРТ

Машина управляет бегом стайера

ФУТБОЛ — БОЛЕЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА, ЧЕМ ШАХМАТЫ?

вал прибор, регистрирующий скорость основных ударных движений спортсмена. Прибор представляет собой мишень, укрепленную на тренировочном мешке, имитирующем тело противника. В ней б секций, над которыми зажигаются лампочки, сигнализируя о том, что данный участок открыт для удара. Время от момента вспышки лампочки до удара регистрируется. Последовательность зажигания лампочек задается специальным программным устройством. Программу «боя» создает тренер. Можно задавать трудный и легкий бой, проверять отдельные возможности боксера, тренировать серии ударов. Важно, что и тренер и спортсмен почти сразу видят результаты обучения. Это ускоряет процесс обучения и улучшает его качество.

Огромный поток сведений о состоянии организма тренирующегося должен получать тренер. Кроме «физиологической» информации, к тренеру должна поступать информация о мыслительной деятельности спортс

мена. Ведь спортивный педагог фор мирует и тактическое и стратегическое мышление.

Сегодня эта важнейшая задача нередко решается крайне примитивно. Например, идет тренировка бегуна на длинную дистанцию. По гаревой дорожке стадиона бежит стайер У бровки с секундомером в одной руке и с графиком бега в другой стоит тренер. В конце каждого круга ученик и учитель обмениваются крайне скупыми сообщениями: тренер извещает бегуна, как выдерживается график, а тот сообщает ему о своем самочувствии или говорит, где собирается усилить темп.

В недалеком будущем между спортсменом и тренером в ходе тренировки будет существовать постоянная радиосвязь. Кроме того, данные о состоянии организма бегуна, посылаемые десятками теледатчиков, бу

дут поступать в специальную элект* ронную машину. Мгновенно обработав и проанализировав их машина выдаст рекомендацию о дальнейшем режиме тренировки. В результате процесс выработки и закрепления спортивных навыков будет протекать с максимальной быстротой и с наилучшими показателями.

Многих сегодня удивляет: почему в двадцатом, электронно-атомном, космическом веке — с явно выраженным приматом интеллекта — пять континентов планеты заражены «примитивной» игрой в ножной мяч. Эту загадку «отгадали» сотрудники ЦНИИФК.

Если смотреть на футбол глазами старика Хоттабыча, то эта игра неминуемо превращается в бесцельную беготню двадцати двух взрослых дядей за маленьким кожаным мячом.

Но возможен и другой взгляд. Закройте на мгновение глаза и мысленно представьте: муаровый ковер футбольного поля расчерчен белыми линиями на большие, скажем, со стороной в пять метров, пронумерованные квадраты, игра заснята методом замедленной киносъемки. Рапче не будет этот «кинофильм» напоминать, правда очень отдаленно, шахматную игру?

У каждого шахматиста в подчинении находятся 16 фигур. В футболе с каждой стороны по 11 игроков. В футболе, как и в шахматах, в соответствии с выбранной стратегией меняется положение «фигур» на «доске», подготавливаются и осуществляются тактические комбинации.

Но на этом аналогия шахмат и футбола кончается, и начинаются качественные и количественные отличия, которые и позволили ученым сделать следующий, быть может, несколько ошеломляющий для «антифутболистов» вывод: футбол по своим потенциальным возможностям — самая интеллектуальная игра из всех существующих на земле!

В самом деле, в шахматах лишь два мыслящих игрока, в футболе — двадцать два. В течение «хода» на шахматной доске изменяется положение лишь одной фигуры. На футбольном поле положение «фигур» меняется почти непрерывно.

На оценку ситуации и обдумывание хода шахматисты иногда тратят десятки минут. У футболистов для решения подобных задач — секунды. Те, кто знаком с основами математики, легко подсчитают, какое невообразимое комбинационное богатство таит в себе «примитивный» футбол. Большинство же болельщиков интересует лишь физическая сторона этой игры. И в этом повинны не только мы. Наши уважаемые радио- и телекомментаторы тоже основное внимание обращают на красочные описания «блестящих ударов с пяти метров от линии штрафной площадки». А ведь

19