Техника - молодёжи 1964-11, страница 13

Техника - молодёжи 1964-11, страница 13

Однажды мальчик рыл яму,.. Должен заметить, что для археологических находок это почти обычное, ординарное начало. Между прочим, многие археологические находки являлись чистой случайностью. Случайно была обнаружена и так называемая Майкопская плита...

Итак, Григорий Вишневский, ученик 38-й школы, рыл яму у себя во дворе и нашел небольшую треугольной формы плиту. Это был обычный камень, песчаник, каких много в горах. Но дело не в самом камне, а в странных письменах, начертанных на его поверхности. Мальчик отнес находку своему учителю В. И. Сохрякову. Это было в 1960 году под городом Майкопом.

Камень сохранили, а в 1962 году через археолога А. П. Дитлера и ленин-гредского кавказоведа Л. И. Лаврова он попал в Институт этнографии. Этим камнем в конце концов заинтересовался известный ленинградский эпиграфист, то есть ученый, занимающийся древними надписями, Георгий Федорович Турчанинов.

И он дешифровал эти странные на вид письмена, которые прошу вас внимательно рассмотреть на фотографии Майкопской плиты, прежде чем я продолжу свой рассказ...

Профессор Г. Ф. Турчанинов С Майкопской плитой.

Теперь, когда вы пригляделись к изображению камня, которое в нашей центральной печати публикуется впервые, -пойдем дальше.

Г. Ф. Турчанинов определил, что большинство знаков соответствует так называемому библскому псевдоиероглифическому письму и читается справа нелево. Он определил также, что в центре плиты нет письменных знаков и весьма возможно, что здесь дан набросок плана крепости или царской печати.

Георгий ГУЛИА

Что все это значит?

Библ — древний город теперь не существующей Финикии. Египтяне в то время называли его Куйни. Это был культурный центр государства. И за 1900—1700 лет до нашей эры здесь писали на библском псевдоиероглифическом письме. Это письмо открыл французский археолог М. Дюнан. Расшифровал находку в 1946 году его соотечественник Эдуард Дорм, продолжил и развил дешифровку немецкий ученый Антон Ирку. Вот на Майкопской плите и оказались знаки именно библского письма, исчезнувшего за 1500 лет до нашей эры.

На камне оказались высеченными и несколько хеттских письменных знаков, а также местные знаки. В целом это письмо получило название Колхидского извода — варианта, что ли — библского письма.

Г. Ф. Турчанинов попытался прочесть надпись по-финикийски, и это было вполне естественно: ведь письмена-то библские! И ничего не получилось. Затем он предположил, что, поскольку плита была найдена в Майкопе, в Адыгее, ее можно прочесть по-адыгейски. Но тоже никаких результатов! Тогда ученый рассудил так: известно из истории, что на юг от древней Адыгеи, включая саму Адыгею, простиралось сильное колхидское царство с административным центром в древней Абхазии. Нельзя ли, подумал Г. Ф. Турчанинов, интерпретировать, то есть объяснить, майкопскую надпись по-абхазски? И тут результат изысканий оказался неожиданным: да, надпись читается по-абхазски, и ее с трудом, но понимают нынешние абхазцы. Свои выводы Г. Ф. Турчанинов доложил ученым ряда республик в Сухуми в 1962 году и подготовил для печати подробные научные изыскания о Майкопской плите. Что же сообщает нам плита? Какой-то строитель — человек очень грамотный — сделал на плите надпись рельефом о том, что великий царь такой-то на окраине своего государства руками местного правителя заложил город или крепость на 26-м году царствования в месяц сева. Вот примерное содержание надписи.

Какие могут возникнуть возражения или сомнения по поводу нее?

Откуда камень, не завезен ли случайно из Финикии?

Нет, камень местной породы, и курган, где он был обнаружен, весьма возможно, является фортификацион-

Древнейшие письмена Кавказа Майкопская плита.

ным сооружением на границе или на окраине государства.

Какое же это могло быть государство?

Кавказоведы отвечают на этот вопрос так: этим государством могла быть только Колхида, которая простиралась от нынешней Аджарии до Кубани. Известно, что одним из важнейших городов Колхиды за несколько веков до нашей эры был город Диоску-рия (недалеко от нынешнего Сухуми). Колхидой правили цари. Об одном из таких царей рассказывается в греческой мифологии об аргонавтах.

С открытием майкопской надписи многое меняется в наших представлениях о Кавказе в историческом плане, тем более, что Г. Ф. Турчанинов датирует надпись XIII—XII веками до нашей эры.

Датировка надписи произведена сопоставлением исторического возникновения линейного письма из библских псевдоиероглифических знаков и исчезновения последних, а также присутствием отдельных элементов хеттской письменности и местных линейных знаков.

Мог ли сохраниться песчаник в земле и донести до нас эти письмена?

И такой вопрос может возникнуть. Но разве все не зависит в данном случае от условий, в которые попал камень? Разумеется, зависит. Вспомним хотя бы о том, как чудесно дошел до нас сквозь века образ римской девочки — «фанчуллы», — захороненной чуть ли не две тысячи лет тому назад. Если бы не благоприятные условия захоронения, никакая бальзамировка не спасла бы «фанчуллу».

Очень многое прояснят раскопки кургана под Майкопом, которые предполагается провести осенью этого года. И тогда еще точнее, определеннее можно будет сказать, откуда пришел и как был послан чудесный вестник из далекого далека,

Но уже и теперь можно утверждать, что перед нами — самая древняя письменность в Советском Союзе: написали ее в Колхиде колхидским письмом 3200 лет тому назад.

В этом главный смысл открытия Георгия Федоровича Турчанинова. И если предположения подтвердятся, ученые должны будут по-новому взглянуть на историю Абхазии, Колхиды и даже всего Кавката,

9