Техника - молодёжи 1964-11, страница 14

Техника - молодёжи 1964-11, страница 14

Не скоро будить он станет тебя своим плачем, тонким

И розовый круглый ротик испачкает молоком.

Там, глубоко под сердцем, в твоих золотых потемках

Не жизнь, а лишь завязь жизни завязана узелком.

Дмитрий КЕДРИН. «Беседа»

С. НАДИРАШВИЛИ, доцент Тбилисского пединститута имени А. С. Пушкина, кандидат медицинских наук, И. КИСЕЛЕВ, аспирант 1-го Московского мединститута

Практические потребности иной раз двигают науку быстрее, чем десяток университетов. Так и тут. Отбрасывая предостережения святош и ханжей, ученые не оставляют попыток заглянуть в святая святых человеческого рождения.

Сенсационные для всех опыты1 Даниэле Петруччи1 для ученых не были неожиданностью, хотя в научных журналах Петруччи не опубликовал своих работ. Когда на пресс-конференции в Москве корреспонденты задали Петруччи вопрос: кого тот считает своими предшественниками, итальянский «доктор Фауст» назвал Петрова, советского ученого из Симферополя. И это имя не единственное.

Еще в 1946 году впервые в мире Е. Л. Голубевой и К. В. Шулейкиной (лаборатория П. К. Анохина) были поставлены опыты по искусственному поддержанию жизни человеческого плода вне материнского организма. Биологам хорошо известны также работы Шеттлза, Рокка, Красовской, Вязова.

Не умаляя значения виртуозных экспериментов Петруччи, надо сразу же четко определить их место. Итальянский ученый не только провел искусственное оплодотворение яйцеклетки, но и принципиально решил проблему газообмена и питания человеческого эмбриона вне организма в то время, когда происходит закладка органов. Однако со стороны технической это решение распространялось лишь на эмбрионы, возраст которых не превышал 2 месяцев, а вес 2,5 г. Опыты Петруччи охватывали тот период, когда эмбрион почти не наращивает вес, занимает очень мало места и требует сравнительно небольшого количества пищи и кислорода. (Это левый край на шкале жизни до рождения. См. рисунок.)

Взгляните на другой фланг шкалы. Здесь наука и практическая медицина уверенно поддерживают жизнь существа, родившегося не только после девятимесячной внутриутробной жизни, но и после восьми-семи и даже шести месяцев. Два начальных месяца и два последних — отрезки по времени равные. Но посмотрите, как все быстрее и быстрее растет и увеличивает в весе ребенок, особенно в последние 2 месяца! Где-то между точками II и VI, а если говорить о весе человеческого эмбриона, то между 2,5 и 1000 г, лежит почти не исследованная область развития будущего человека.

Практики-акушеры бьются за жизнь каждого будущего гражданина. Даже если младенец появится на свет всего лишь после 6 месяцев внутриутробного развития. К сожалению, отсутствие техники для выращивания плодов этого возраста кладет здесь роковой предел возможностям практической медицины. Дети обычно не выживают. Правда, спасти жизнь такому недоношенному ребенку нынешними обычными средствами — скажем, с помощью инкубаторов — еще не значит вручить матери физически и психически здоровое дитя. Наше неумение помочь ему дозреть вне материнского организма зачастую приводит к горестным результатам. Некоторые акушеры прямо, без обиняков спрашивают: «Стоит ли спасать недоношенных детей? Зачем множить семью уродов?» Так медицинская проблема перерастает в проблему этическую, в вопрос: как предотвратить несчастье для родителей, у которых может появиться неполноценный ребенок? Как обеспечить здоровье и нормальную жизнь будущему человеку, если он по каким-либо причинам появился на свет раньше положенного природой срока?

Что, если бы удалось вырастить эмбрион в колбе на протяжении всех 9 месяцев непрерывно? Тогда биологи увидели бы скрытое от нас развитие организма в динамике, в движении — как на киноленте.

Будь создана аппаратура, которая полностью имитировала бы условия, окружающие эмбрион во чреве матери, ученые смогли бы наблюдать не только все этапы раз-

1 «Техника — молодежи» №8 за 1961 год.

Жизнь /Ю

j. : Советские коллеги Петруччи

вития данного организма (онтогенез). Зримым стало бы нечто большее. Мы увидели бы, как зарождающийся человеческий организм повторяет все стадии развития животного мира (филогенез). Ведь появлению человека (млекопитающего) предшествовало на земле возникновение и развитие его древних-древних предков — рыб, земноводных, пресмыкающихся... Иными словами, мы обрели бы возможность детально изучить сконцентрированную в 9-месячном отрезке историю земной жизни, насчитывающую чуть ли не 2 миллиарда лет.

И это не все! Мы получили бы идеальные условия для изучения того, как на самых ранних стадиях развития формируется поведение человека. Был бы сделан еще один шаг вперед к разгадке механизма Нервной деятель-, ности. Познавая эти законы, мы постепенно научились бы" более активно управлять формированием организма и I • i I ! !

1 -

Хотя этот аппарат авторы назвали «искусственной плацентой-купгль.ю», функции его гораздо шире. Присмотритесь: тут и искусственное сердце-легкие (насос-оксигенатор), и «матка», и вся целиком система кровообращения.

10