Техника - молодёжи 1964-11, страница 18

Техника - молодёжи 1964-11, страница 18

НОВОЕ О «ВАРЯГЕ»: выписка из вахтенного журнала ф личные записи юнги с крейсера «Пересвет» # воспоминания матросов-варяж-цев # неопубликованные фотографии 1916 года.

«крейсер «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введен в строй под названием «Сойя». В 1016. г. Россия купила его у Японии, и он получил прежнее на-: звание. По путч из Японии в Россию «Варяг» зашел для ремонта в Англию, где после Великой Октябрьской социалистической революции был захвачен английскими интервентами. «Варяг» погиб в Ирландском море в 1918 году».

(«Большая Советская Энциклопедия», том 7, стр. 22 — 23)

ТАН ЛИ ЭТО?

Иван ПЕРЕСВЕТОВ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРА

Водоизмещение — 6500 т. 2 паровые машины по 15 тыс. л. с. Скорость хода — 23—24 узла. Вооружение: 12 пушек 152 мм, 12 пушек - 75 мм, 8 пушек 47 мм, 2 пушки 37 мм, * торпедных аппаратов.

Был непогожий осенний день, серый, дождливый. И тем неожиданнее выглядела пестрая толпа, собравшаяся на берегу реки Делавар. В этот день, 19 октября 1899 года, со стапелей крупнейшего в Америке филадельфийского судостроительного завода «В. Крэмп, сыновья и компания» сходил крейсер «Варяг», построенный по заказу России. Церемония происходила в присутствии русского посла, русских флотских офицеров и команды русских матросов. А 29 декабря 1903 года крейсер «Варяг» уже бросил якорь в бухте корейского порта Чемульпо, где ему надлежало нести службу стационера-корабля, постоянно находящегося на рейде иностранного порта. На рейде стояли стационеры Англии, Италии, Франции, Америки и Японии.

25 января 1904 года ночью, тайно снявшись с якоря, ушел в море японский крейсер «Чиода», знавший о готовившемся нападении Японии на Россию. А 27 января к острову Иодоль-ми, вблизи бухты Чемульпо, подошла японская эскадра. Четырнадцать вымпелов: шесть крейсеров и восемь миноносцев.

Японский адмирал Уриу потребовал, чтобы русские корабли — крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» — покинули нейтральный порт и вышли в море. Не желая подвергать опасности иностранные корабли и население города, командир «Варяга» капитан 1-го ранга Руднев поднял сигнал «Кораблям выйти в море». Криками «виват!» приветствовали героев, принимавших неравный бой, иностранные моряки.

Участники боя сообщали: «В полдень, без десяти минут, японский крейсер «Asama» сделал первый выстрел в русские корабли, и через семь минут после третьего выстрела русские корабли открыли ответный огонь. Японская эскадра выстроилась в линию кильватера, и ровно в полдень обе стороны находились в огне. Весь огонь японских кораблей был сосредо

точен только на «Варяге». Один из японских снарядов попал в шестидюймовое орудие на крейсере' и разбил его, другой сорвал передний мостик и зажег обломки. Команда под страшным обстрелом тушила пожар. Два снаряда попали в нос корабля у ватерлинии и разрушили две палубы. А артиллерийским огнем с «Варяга» был потоплен японский крейсер «Takahio».

У русских кораблей оставался единственный выход: вернуться в Чемульпо. Здесь капитан Руднев объявил о намерении потопить корабли, чтобы не спускать русский флаг и не сдаться японцам. Вначале был взорван «Кореец», а затем открыли кингстоны и затопили крейсер «Варяг». В 6 часов 10 минут утра (уже 28 января) «Варяг» скрылся под водой.

Так погиб лучший корабль русского флота.

После войны японцы подняли его со дна. Он был зачислен ■ списки японского флота под именем «Сойя».

Шел 1916 год. Русская армия оттягивала основные силы австро-германских войск от Западного фронта, за что союзники — Англия и Франция — посылали России боеприпасы и вооружение. Грузы шли Северным морским путем, через Архангельск и новый незамерзающий порт Мурманск. Но эти, казалось бы, надежные коммуникации все чаще и чаще нарушали крейсировавшие там немецкие подводные лодки. Срочно надо было создать какой-то заслон.

Переводить корабли с Балтики и Черного моря на север не было возможности: суда были блокированы в своих водах. Тогда морское министерство приняло решение приобрести у Японии свои же корабли бывшей Тихоокеанской флотилии. Броненосец «Полтава», крейсеры «Варяг» и «Пересвет» должны были войти в отряд Северной флотилии, возглавляемой опыт

ным моряком контр-адмиралом Бесту-жевым-Рюминым.

Особый приказ морского министра предписывал - комплектовать команды кораблей из матросов запаса. А для укомплектования «Варяга» собирали запасников, когда-либо состоявших в списках Гвардейского флотского экипажа, экипажа привилегированного, из которого формировались команды царских увеселительных яхт. Это была мера предосторожности, чтобы предотвратить проникновение «вольного духа», революционной «заразы». Офицеров назначили на «Варяг» титулованных, преимущественно из прибалтийских баронов. Командиром корабля был капитан 1-го ранга барон фон Ден; барон фон Гессе — старший артиллерийский офицер; барон фон Таубе — ревизор.

В команде было 700 человек. Половина матросов — нижняя команда, то есть машинисты, кочегары, трюмные машинисты. В нижние команды призывали исключительно заводских и фабричных рабочих. И не удивительно, что на корабле складывалась обстановка, благоприятная для революционной работы. Возглавляли ее матросы-большевики Владимир Полухин, Петр Броневицкий, Федор Сызранкин. Вокруг них был тесно сплоченный актив: Николай Ядров, Фаддей Колегов, Арсений Малахов, Василий Белушкин, Громов и многие другие.

Так на «Варяге» в 1916 году встали лицом к лицу две силы: отборное офицерство — опора монархизма и революционеры-пролетарии в форменках.

Во владивостокской газете «Дальний Восток» 22 марта 1916 года появилась коротенькая заметка: «Вчера в 11 часов утра прибыли военные суда в составе 2 броненосцев и 3 крейсеров». Наши крейсеры — «Варяг» и «Пересвет» и броненосец «Полтава» под японскими флагами вошли Во владивостокскую бухту.

Крейсер был возвращен нам в очень запущенном состоянии. Команде пред-

14