Техника - молодёжи 1964-12, страница 13

Техника - молодёжи 1964-12, страница 13

ДВАДЦАТИЛЕТИЯ

типу. А Энгельс еще в прошлом столетии предвидел в «Принципах коммунизма» для таких агрогородов «сооружение больших дворцов в национальных владениях в качестве общих жилищ для коммун граждан, которые будут заниматься промышленностью, сельским хозяйством и соединять преимущества городского и сельского образа жизни, не страдая от их односторонности и недостатков».

Велики ли будут эти дворцы-коммуны? Мне кажется, что некоторые экономисты проектируют их в слишком больших масштабах — до 10 тыс. жителей в каждой. Возможно, что и такие потребуются для крупнейших трудовых коллективов страны. Но средний размер советских предприятий не достигает пока по числу работников и тысячи человек. А рост автоматики производства, даже умножая продукцию, едва ли потребует заметного расширения штатов. При этих условиях типичная бытовая коммуна будет вмещать, включая детей, стариков и обслуживающий ее персонал, не свыше 2000— 2500 душ. В каждом дворце-коммуне с жилой площадью до 40 тыс. кв. м можно было бы разместить в нижнем этаже все служебные помещения, бюро обслуживания, здравпункт, почтовое отделение, парикмахерскую, прачечную, а в остальных — все население коммуны. Скажем, на втором этаже в одном крыле детские апартаменты, в другом — старики, нуждающиеся 6 уходе, и обслуживающий их персонал, на третьем этаже — квартиры в две-три комнаты для семейных, на четвертом — отдельные комнаты для рабочей молодежи и студентов.

В каждом из жилых этажей можно предоставить от 800 до 1000 кв. м площади — для детских игр, музыкальных и хоровых кружков и других видов художественной и спортивной самодеятельности.

Дворец-коммуну можно, разумеется, спланировать, разбив его на ряд секций или корпусов, соединенных между собой крытыми галереями с внутренним между ними садом, спортплощадкой и даже бассейном.

Разные варианты подобных архитектурных комплексов и ансамблей грядущего проектируют советские архитекторы. И. говоря словами поэта, мы видим, как уже сегодня и в проектах и вокруг нас «Коммуны дома прорастают...».

Профессор Р. ГЛАССз

НАМ НЕ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПРОТИВОРЕЧИЙ
И НЕСУРАЗИЦЫ..."

К 1984 году в мире могут появиться гигантские города-созвездия. Поставленные рядом с ними нынешний Большой Токио, Нью-Йорк или Лондон показались бы карликами. Кингсли Дэвис подсчитал, что. например, Калькутта будет насчитывать в 1984 году от 24 до 41 млн. человек населения, а в 2000 году — от 36 до 66 млн.! Разумеется, такое огромное людское скопление едва ли можно назвать единым городом. И все же, несмотря на то, что по своей абсолютной величине такие сверхгорода еще не имели себе равных, их удельные размеры (по сравнению с общей цифрой населения страны) окажутся весьма скромными. Большая Калькутта с ее 66-миллионным населением вместит не более 7% всего возможного населения Индии к 2000 году (1 млрд.). Этот процент гораздо ниже, чем для некоторых сегодняшних столиц.

Общая тенденция сегодня в так называемых «развивающихся» странах — все большее разрастание уже существующих крупных поселений, а вовсе не рост количества мелких поселков городского типа.

В «развитых» же странах уже начался обратный процесс — городское население рассеивается в пригороды. Можно ожидать, что технический прогресс будет способствовать подобной «диффузии»

Изменения в способах передвижения, связи, строительства, автоматизации должны заметно повлиять на организацию и размещение промышленности, структуру и культуру обществ, а таким путем и на организацию местожительства. А пока на горизонте маячат две крайние

ИМСТВУЯ У НЕЕ НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ, А ИНОГДА И ПРОСТО ОРИГИНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

3. Эта раковина рассчитана вовсе не на моллюсков, хотя стоит на берегу водоема.

В таком экзотическом коттедже вы можете, по замыслу архитектора, успешно «слиться с природой», не лишаясь в то же время определенного комфорта. Разумеется, если вы в состоянии заплатить кругленькую сумму за сам проект, а кроме того, и за строительство этого уникального дома...

4. Что это — гигантские драконы с сотнями глаз, горящих во тьме? Или белокаменные железнодорожные составы? Нет, пожалуй, лучше сравнить эти здания с лианами или корнями деревьев, мягко огибающими препятствия на их пути. Конечно, подобная аналогия выглядит чересчур поверхностной. Но как бы то ни было, мягкие извивы кривых в архитектуре имеют не меньшее право на существование, чем жесткая прямолинейность.