Техника - молодёжи 1965-02, страница 31

Техника - молодёжи 1965-02, страница 31

уже выучившись, часто забывает, что ей надо делать. У дельфина же таких случайных действий не наблюдалось вовсе».

Тогда Лилли попытался заставить дельфина издавать звуки определенной продолжительности и высоты, подкрепляя их электростимуляцией мозга. Дыхательное отверстие животного при каждом звуке приоткрывалось и дрожало. Внезапно экспериментатор обнаружил, что ничего не слышно, хотя края дыхала вибрировали. Значит, дельфин продолжал издавать звуки, но на такой высокой частоте, что ухо человека их уже не воспринимало. Лилли прекратил электростимуляцию. Последовало еще несколько «беззвучных» движений дыхала, а затем Лилли вновь услышал дельфина и тотчас стал нажимать на ключ. Во всех дальнейших опытах дельфин не выходил из пределов частот, которые воспринимаются экспериментатором.

Дельфины издают все свои сигналы в воду. На границе сред вода — воздух теряется 99% энергии звуковой волны. Лилли использовал систему гидрофонов, у дельфина-афалины усилителей и громкоговорителей, которые позволяли (Tursiops truncatus) дли-ему, находясь в лаборатории, слышать все, что про- ной 2,5 м мозг весит

исходит в бассейне, а дельфинам — все, что происхо- около J 7 кг _ на 300 г

дит в лаборатории. Звуки записывались на магнито- $0лЬше ' чем взрослого фон. И вот однажды пленка была по ошибке про- М ны »ом fgg см слушана со скоростью, в несколько раз меньшей, чем 0б ЦЦСл0

при записи. Экспериментаторы не поверили своим извилин и пасть, усеянная острыми зубами, страшна ушам. Оказалось, что дельфины произносят, копируя лълъфина также больше даЖе лля акул' ^ eOT с неловеком Дельфины на свой дельфиний манер, английские слова! ^ . ' .............- —-.....— гг—■.....л /г'——— —*-----

Лилли описывает один довольно загадочный случай. " у е ее .

МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

Два дельфина, Бэби и Лиззи, содержались первоначально в од^ом океанариуме. Лиззи была сильно травмирована, отказывалась есть, и поэтому ее решили перевести в другой бассейн. В общем-то было ясно, что Лиззи долго не протянет. Как-то при ней высказали предположение, что Джон Лилли может опоздать к ужину, так как уже «шесть часов». Канал связи из бассейна тут же принес дельфиний сигнал «внимание»—звук удара клюшкой по крокетному шару. Вслед за тем Лиззи что-то произнесла. Первоначально экспериментатору почудилось, будто она сказала: «Нас обманули». Потом запись слушали и другие, мнения разделились. Многие утверждали, что явственно слышно: «Шесть часов». Обе фразы по-английски звучат похоже. На другой день Лиззи нашли мертвой в бассейне. Скопировал ли дельфин фразу, которую только что произнесли, или перевел на человеческий язык свои собственные мысли?

Конечно, у нас нет объективных критериев для точного распознавания дельфиньих «слов». Наш слух услужливо выделяет хорошо знакомые фонемы. Известно, например, что на знакомые темы мы можем разговаривать при сильном шуме. Но если речь идет о малоизвестных звуковых сочетаниях, многие детали пропадут при малейших шумах. Вот

неизменно вежливы. Почему? (Снимок любезно предоставлен нашей редакции Д. Брауном.)

почему при расшифровке дельфиньего языка люди невольно могут приписывать ему привычные для себя звучания. Разумеется, нужна аппаратура, которая позволила бы объективно оценивать произносимые звуки.

Допустим на миг, говорит Лилли, нам удалось установить разумный взаимный контакт с дельфинами. С их помощью мы сможем невероятно широко раздвинуть наши познания о море, его обитателях. Дельфины заменят десятки дорогостоящих океанографических экспедиций, будут помогать всем потерпевшим кораблекрушение, отыскивать затонувшие суда. Совершенно преобразится рыболовная практика. Сейчас, пожалуй, даже трудно перечислить все перспективы, которые открывает установление разумного контакта с этими существами, которых пока мы причисляем к животным.

Итак, интеллигенты морских пучин — разве это не загадка природы?

В. БЕЛЬКОВИЧ, кандидат биологических наук,

научный сотрудник Института морфологии животных имени А. Н. Северцова АН СССР

время выключался. Значит, еды не будет. Впрочем, последнее происходило крайне редко. Деннис и Марджи ошибались всего один-два раза на каждую 1000 включений. Но то ведь шимпанзе! И тем не менее не известно ни одной обезьяны, которая умела бы извлекать корни, тем более из шестизначных чисел. До второй мировой войны ученый Вудро приучал макаку идти есть после известного количества ударов гонга. Макака научилась отличать «3» от «4», колебалась при выборе между «4» и «5» и путала все числа свыше «5».

Любопытный факт: в языках некоторых народов, населяющих бассейн Амазонки, система счисления ограничивается понятиями «один», «два», «три» и «много». Все числа свыше «3» неразличимы для людей, говорящих на этих языках. Разумеется, если бы прозябающие в нищете индейцы воспитывались в тех же университетах, что и господа колонизаторы, тогда они легко овладели бы самыми сложными математическими абстракциями. Но никакие университеты не способны дать образование обезьяне. Для этого ей надо прежде стать человеком.

К. МАССАЕВ

ДЕЛЬФИН ДАЕТ „ИНТЕРВЬЮ"

Зто устройство называется «Скеп-трон». Его основная деталь — пучок тонких стеклянных волокон Они отличаются замечательной способностью-если к одному из торцов (срезов) во-покна поднести изображение, то оно Появится на другом торце, даже если волокно изогнуто, скажем, свернуто в спираль В «Скептроне» пучок волокон с одного конца закреплен. Отсюда его освещает маленькая, но яркая лампочка. С другого конца волокна свободны. И, приводимые в движение пьезо-кристаллом, могут колебаться в ответ на дельфиний голос. Перед вибрирующими торцами волокон устанавливается «маска» — фотопленка, за ней — фотоэлемент. Так голос превращается в изображение (и обратно). Имея неодинаковую длину, различные световоды резонируют с разной частотой — от 100 до 20 ООО герц. Поэтому на негативе воспроизводится множество оттенков серого цвета, что повышает точ иость анализа. Вводя «отпечатки голоса» в память электронной машины, можно составить словарь дельфиньего «языка», чтобы разобраться в природе сигналов, издаваемых «интеллигентами морских пучин».

К сожалению, звуки речи—отнюдь не идеаль ные объекты для экспериментов. Кроме информации о рлове, кото

ФОТОЭЛЕМЕНТ

рое необходимо четко выделить, эти сигналы заключают в себе еще и избыточную информацию — о самом говорящем, об особенностях произношения и даже физическом окружении, в котором слово было сказано. Именно так большинство людей определяет, кем было произнесено слово — мужчиной или женщиной, ребенком или стариком. По голосу можно даже установить, при какой погоде произнесена фраза.

Но вернемся к нашим дельфинам. Предполагают, что «Скептрон» можно использовать и для того, чтобы помочь человеку имитировать дельфинью речь. Правда, диапазон звуковых частот у дельфина гораздо шире, чем у человека Поэтому, чтобы сделать слова дельфина понятными, необходимо воспроизводить их со скоростью, вчетверо меньшей, чем при записи. Создается впечатление, что дельфин испытывает аналогичные трудности при восприятии слов нашего языка Это понятно, у дельфина ведь нет голосовых связок.

ЬСЗОКРИСТАЛЛ ДИФФУЗОР

U линзы

ЛАМПОЧКА

МАСКА