Техника - молодёжи 1966-08, страница 30

Техника - молодёжи 1966-08, страница 30

НЕ УПУСТИТЬ

ВОЗМОЖНОГО

ОТКРЫТИЯ!

Ю. К. Ефремов — физиногеограф, работает в МГУ. автор нескольких нниг. В 1955—1965 годах иан учень й секретарь Московского филиала Географического общества принимал участие в обсуждении результатов экспедиции на Кавказ для поисков релиитовых гоми-ноидов («снежного человека»).

Ю. ЕФРЕМОВ, географ

ЛЛ марта 1966 года е Большой зооло-Ы Ы гической аудитории МГУ на заседании Московского филиала Географического общества АН СССР обсуждалась очень интересная проблема.

Может ли оказаться вероятным невероятное? Возможно ли в густонаселенных, исхоженных, казалось бы, вдоль и поперек районах найти неизвестное двуногое обезьяноподобное существо?

Не скрою, мне не легко было согла

ситься с такой возможностью хотя бы в принципе. Вспоминались годы работы в самых диких, безлюдных областях Кавказа. Здесь рука об руку с нами трудились зоркие следопыты: специалисты-зоологи, охотоведы, наблюдатели Кавказского заповедника. Они не уступили бы самому Дерсу Узала в умении читать книгу природы и даже пересчитывали зверей по их следам. И уж если эти люди утверждали: в заповеднике никакого крупного зваря, который был бы нам неизвестен, нет — я думаю, им стоило верить, как никому.

Если же его нет даже в девственных дебрях, обезлюдевших более ста лет назад, то как мог уцелеть и остаться незамеченным какой бы то ни было крупный зверь is насквозь простреливаемых охотничьих угодьях Кабардино-Балкарии, Ленкоранского Талыша или на стыке Дагестана с республиками Закавказья? Именно с этих трех участков Кавказа чуть ли не сто лет подряд поступают сообщения, будто где-то здесь затаилось загадочное животное. «Алма-сты» — так звучит его название у кабардинцев, а в Дагестане и Азербайджане того же зверя именуют «хептер», «каптар» и «меше-адам».

Понятно, с какой предубежденностью пришел я слушать первые сообщения об удивительных розысках, которые уже несколько лет настойчиво ведет на Кавказе московская исследовательница Ж. И. Кофман. Однако собранные ею данные поколебали мое недоверие, заставили сесть за изучение 'протоколов, взяться за сопоставление сведений, полученных от самых различных, не связанных между собою лиц.

Конечно, есть вещи, с которыми мне, географу, было трудно примириться. Где на Кавказе могло скрыться такое крупное, как рослый человек, существо? Чем питалось, где зимовало, «ак сумело

уберечься от охотников, от собак, от хищных зверей, от болезней?

Взгляните но корту Кавказа, Вот долины Кабарды — Малка, Гунделен, Бак-сан... Это в немногих десятках километров от города Кисловодска. Казалось бы, где тут спрятаться зверю? Между тем именно здесь и есть где скрываться! Карстовые пещеры, туннели в известняковых недрах Скалистого хребта доныне насквозь не пройдены и не измерены. Пусть ino главным долинам уже проложены дороги и гудят автобусы. Каньоны боковых притоков непролазно трудны, и здесь имеется огромная «жилплощадь», на которой способен обитать доныне неведомый вид.

Сложнее понять, как мог сохраниться, выжить такой зверь в более восточных частях Кавказа. Быть может, чело-векообразность животного послужила поводом для того, чтобы зачислить его В добрые или злые духи, «шайтаны», а суеверный страх породил табу, действовавшее лучше любых законов об охране животных?

В конце 1890-х годов свою краткую встречу в полумраке с загадочным существом «биабан-гули» у подножия Талышских гор описал крупнейший знаток фауны Кавказа Константин Алексеевич Сатунин. специально оговорив, что видел его не один и что это не было галлюцинацией. Требовательность к себе, научная строгость не позволила авторитетному систематику официально объявить о находке, ибо достоверно открытыми он привык считать только тех животных, чьи скелеты и тела мог сам держать в руках, препарировать и исследовать (Сатуниным открыты и описаны 6 родов, 68 видов и более 40 подвидов других животных Кавказа, до того неизвестных науке). Не сумев добыть ни одного экземпляра двуногого зверя, ученый воздержался от утвержде-

Я ВИДЕЛ АЛМАСТЫ

В декабре 1941 года подполковнику медицинской службы В. С. КАРАПЕТЯНУ довелось осматривать иа Кавказе странного волосатого человека. Наш корреспондент обратился к Вазгену Сергеевичу с просьбой рассказать об этом слу чае и отношении к нему через 25 лет.

— Человен, ноторого я увидел, — сказал военврач, — как сейчас стоит перед моими глазами. Я осматривал его по просьбе местных властей. Требовалось установить, не является лн странный человек замаскированным диверсантом. Н<> это было совершенно дикое существо, почти сплошь покрытое темно-корич-иевой шерстью, напоминающей медвежью, без бороды и усов, с легкой волосатостью на лице. Человек стоял совершенно прямо, опустив руки. Роет выше среднего, порядка 160 см. Стоял он нак богатырь, выставив могучую грудь. Взгляд у него был ничего ие говорящий, пустой, чисто животиый. Ои на принимал никакой пищи и питья от людей. Ничего ие говорил, а только издавал мычание.

Я протянул ему руку и даже сназал: «Здравствуйте!» Он кикан ке реагировал. После осмотра я вернулся е свою часть и больше не получал сведений О судьбе странного существа.

Мы показали Вазгену Сергеевичу несколько старинных зарисовок волосатых людей Он легко отобрал в ннх приметы своего дикого кавказского пациента. По иим иаш художник сделал портрет. В. С. Карапетян подтвердил, что рисунок соответствует действительности и сделан вполне точно.

Человекообразные обезьяны, изображенные ученином Линнея Гоппиусом (XVIII е.). Первая и четвертая фигуры поназвлись В. Нарапетяку наиболее похожими на то существо, которое он видел. Наш художник «реконструировал» облик алмасты (рисунок справа) с помощью этих нартнкон по указаккям В. Карапетяиа.

Рис. Р. Авотиив

26