Техника - молодёжи 1966-10, страница 23

Техника - молодёжи 1966-10, страница 23

Подготовка ракеты к старту напоминает гигантскую хирургическую операцию. Из открытых люков к проверочным пультам тянутся разноцветные провода, шланги, подающие топливо и окислитель, вокруг копошатся люди, готовящие ракету к полету. Постепенно, по мере выполнения своих задач, отключаются от ракеты наземные системы, все меньше проводов и шлангов остается на ней. И вот остается, наконец, один-единственный провод — электрическая цепь зажигания двигателей, связывающая ракету с пунктом управления запуском. Последние секунды перед стартом. Команда руководителя полетом. Оператор нажимает кнопку...

ДОРОГА НА КОСМОДРОМ

р сть много общего между современным аэродромом для тя-желых реактивных самолетов и космодромом, отправляющим на орбиты космические корабли. Но есть и разница, притом существенная.

Нет, дело не в том, что бетонную взлетно-посадочную полосу здесь заменяет вертикальная стальная стартовая башня, поднимающаяся над землей тем выше, чем дальше и дольше космический рейс. Главное — современная космическая ракета настолько сложнее даже крупного самолета, что наземное оборудование космодрома неизмеримо дороже и многочисленнее, чем на аэродроме, хотя космодромы и не принимают пока возвращающихся на Землю космических странников.

Трудности начинаются с доставки ракет на космодром. Если самолет может прибыть на аэродром своим ходом, то ракету на космодром надо привезти. А это не так-то просто. Ступени ракет достигают таких размеров, что обычные наземные средства транспорта не подходят для их перевозки. Например, железная дорога годится лишь для транспортировки сравнительно небольших ступеней ракет. Ведь железнодорожные платформы не рассчитаны на такую нагрузку, а мосты и другие сооружения слишком малы, чтобы пропустить огромные по габаритам грузы. Приходится прибегать к помощи воздушного и морского транспорта.

К космодрому летит самолет. Фюзеляж самолета неестественно раздулся. Носитель ракет не похож на другие самолеты. Конструкцию его пришлось изменить, чтобы внутри могла разместиться целая ступень ракеты. Самолеты с «раздутыми» фюзеляжами совершают регулярные рейсы через территорию США от ракетных заводов к западному и восточному космодромам Америки. Американские инженеры всерьез говорят и о дирижаблях для перевозки ракет.

По большим рекам или морем огромные баржи везут к космодромам отдельные ступени или целые ракеты. Моряки придумали и еще один интересный способ доставки ракет-носителей на космодром. В воде ракета с незаправленными баками не тонет. Ее можно буксировать как баржу, частично заполнив баки для топлива водой, чтобы она была полупогружена. Через каналы, ведущие от моря или от реки к воротам космодрома, ракета-носитель попадает в монтажный корпус.

МЕЖДУ «ПРИБЫТИЕМ» И «УБЫТИЕМ»

Э десь, в этом гигантском здании, проверяются и собирают-ся воедино отдельные ступени ракет, космические корабли, автоматические станции для исследования вселенной.

Электронные контролеры, испытательные стенды и уста

новки прослушивают, простукивают, просвечивают отдельные узлы и детали, снимают «кардиограммы» систем корабля и ракеты, заставляют их «проигрывать» на земле все те операции, которые им надлежит проделать в космосе.

Вот группа инженеров проверяет электрооборудование корабля. Один за другим подключаются к сети приборы, проводники, распределительные щитки. Данные испытаний ложатся ровными колонками цифр- в таблицы, самописцы чертят кривые на бумажных лентах. Затем их сравнивают с проектными характеристиками. В результате измерения тысяч параметров специалисты выясняют, можно готовить систему к полету или нет.

И вот из монтажного корпуса к стартовой площадке, оборудованной каналами для отвода и гашения пламени двигателей первой ступени, медленно поползло странное сооружение. На гигантском гусеничном транспортере высится ракета-носитель с космическим кораблем или автоматической станцией на вершине. Размеры и вес этой медленно ползущей махины могут быть весьма внушительными. Например, вес многоярусной сборочной башни, с которой собираются запускать американскую ракету «Сатурн», достигает 5 тыс. т. Одна только платформа на восьми гусеницах будет весить около 2,5 тыс. т. Именно ей предстоит начать «лунный полет» — доставить ракету от монтажного здания к месту старта, удаленному на 8 км.

Подготовка к старту расписана по минутам и секундам. Уже установленную на башне ракету заправляют топливом и окислителем, еще раз проверяют и настраивают системы управления, связи и контроля. Все эти данные собираются в пункте автоматического наземного контроля.

Из подземных складов, расположенных в нескольких кило- . метрах от ракеты, топливо закачивается в баки ракеты. Жидким кислородом, хранящимся в нескольких стах метрах от площадки, заполняют баки для окислителя. Сюда же, к башне, доставляют жидкий азот и гелий, необходимые для обслуживания разных систем на старте.

Пункт управления запуском постоянно связан с космодром-нымн службами и специалистами, готовящими запуск. Руководитель получает доклады о готовности различных систем и агрегатов, отдает им указания. На световом табло высвечиваются время предстартовой подготовки и данные о готовности техники. Но если для многих специалистов космодрома сигнал «пуск!» означает успешное окончание задания, для некоторых работа только начинается.

КОСМОДРОМ В КОСМОСЕ

Х^осмический корабль на орбите. Космонавт докладывает на *^3емлю первые данные о полете. Его голос слышен здесь, на пункте управления полетом, в центре космодрома. Коротковолновые и ультракоротковолновые станции, поддерживающие связь с кораблем, пока он находится в их зоне действия, постоянно передают на пункт управления данные, поступающие из космоса. Так же, отмечается в печати, организована связь со спутниками Земли и автоматическими станциями на геоцентрической орбите.

«Передавая» друг другу космический аппарат, совершающий полет вокруг Земли, станции связи непрерывно следят за ходом полета. Правда, перерывы в связи есть. На границе зон надежного приема сигналов из космоса есть «районы неслышимости». Для некоторых орбит еще нет достаточного количества наземных станций. Поэтому связь поддерживается в течение нескольких установленных промежутков — сеан-

19