Техника - молодёжи 1967-02, страница 13

Техника - молодёжи 1967-02, страница 13

ЦВЕТА, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

Дети, особенно маленькие, очень любят яркие цвета.

Если полошить рядом кубики красного, синего, белого, желтого цветов, то малыши потянутся именно к красным и желтым. Лети постарше уже могут сказать, канон цвет они любят. В возрасте от 4 до 9 лет предпочтение отдается красному. Л вот дети старше девяти, главным образом мальчики, любят синий или голубой.

Взрослые люди предпочитают синевато-зеленоватые тона. Это подтверждается сравнительно простым опытом. Группе людей в возрасте 28—30 лет (всего было 48 человек, мужчин и женщин поровну) предложили расположить цвета — белый, черный, синий, зеленый, желтый, красный в порядке их привлекательности. В среднем порядок расположения цветов от наиболее привлекательных к менее привлекательным был следующим:

зеленый

V

синий (голубой)

синий (голубой)

С

с

к

S

зеленый

красный

>■>

э

белый

белый

а

г

красный

желтый

*j

желтый

черный

со

п

черный

УСИЛИТЕЛЬ

СПОСОБНОСТЕЙ...

Сколько различных деталей воспринимаем мы при беглом взгляде на рисунок? В ответ на этот вопрос обычно приводились результаты опытов с тахистоскопом — прибором для показа изображений в течение точно отмеренных временных интервалов. В этих опытах было установлено, что человек при коротком времени предъявления (около 1 сек.) может воспринять в среднем от 4 до 6 отдельных предметов, букв, знаков, образов (Подчеркиваем: отдельных предметов, ибо при восприятии сложных картин дело обстоит несколько иначе.)

Долгое время считалось, что это и есть предел восприятия при мгновенном показе. Однако издавна встречались люди, способные делать как бы моментальные снимки увиденного. Они могут быстро взглянуть на картину или окинуть одним взглядом большую группу предметов и потом, даже спустя большое время после осмотра, точно описать, что они видели. Один исследователь описал такой случай. Мужчина с мальчиком проходили как-то мимо витрины магазина. Мужчина о чем-то спросил мальчика, и тот в разговоре назвал многие предметы, которые были расположены в витринах магазинов. Их число значительно превышало данные. Что-то похожее было отмечено в начале нашего века некоторыми психологами и сравнительно полно исследовано в двадцатых годах.

В этих опытах детям предъявляли картину. Они мельком смотрели на иее, а потом должны были ответить иа вопросы о том, что изображено. Выяснилось, что многие дети (особенно младшего школьного возраста) отвечают на вопросы о таких деталях изображения, которых оии никак не могли рассмотреть за короткое время показа.

Больше того, иногда ребенок ошибался и не совсем точно отвечал на вопросы Тогда его просили быть внима тельным, и он давал новый, более точный ответ. Похоже было, что ребенок как будто снова внимательно рассмат

ривает картину, которую уже давно убрали, изучает ее. находит в ней новые детали. Было отмечено, что эта способность запоминать яркио субъективные наглядные образы с возрастом исчезает.

Взрослые тоже могут видеть при мгновенном предъявлении большое число предметов. К сожалению, мы не знаем пока методов тренировки этой способности. Однако в последнее время психологи особое внимание уделяют приемам, с помощью которых можно как то проверить, видел ли человек большое число деталей и мгновенно их забыл или вообще не заметил их

Испытуемому на очень короткое время (на сотые доли секунды) показывают карточки с набором разрозненных букв. В ответах испытуемые обычно называли от 3 до 6 букв, в среднем 4—5 Но психологу специальными приемами удалось выявить, что в действительности испытуемые видели значительно больше. В некоторых случаях они могли указать 12 букв. Однако можно предположить. что человек при беглом взгляде видит много предметов и деталей, но большинство нз них моментально стирается в памяти. Это объяснение, если оно будет подтверждено опытами, прольет свет на случайные воспоминания или сновидения, в которых перед нашими глазами всплывают полностью забытые картины и детали нашей жизни.

В ТЫСЯЧНЫЕ

ДОЛИ

СЕКУНДЫ

Заметив на дороге препятствие нлн неосторожного пе-*'шсхода, водитель моментально нажимает на тормоз. Мы говорим «моментально», хотя в действительности проходит какое-то время, прежде чем получивший сигнал опасности водитель начинает нажимать на педаль. Время запаздывания реакции на сигнал называют латентным, то есть скрытым периодом реакции. Оказывается, его вели чина далеко не постоянна и сильно зависит от качества сигнала.

Человек для получения информации может использовать все свои органы чувств, но, оказывается, они отнюдь неравноценны по скорости ответной реакции. Медленнее всего человек реагирует на ощущения тепла и холода, если, конечно, температурные сигналы ие будут чрезвычайно сильными. В зависимости от резкости раздражителя время скрытого периода колеблется здесь г>т 300 до 1600 миллисекунд. Большой разброс и у ответной реакции на болевой сигнал — от 130 до 890 миллисекунд На вкусовые сигналы человек также реагирует с разной скоростью: латентный период на сладкое — 450 миллисекунд, на соленое — 310, а на горькое 12001 Другими словами, мы быстрее сможем «распробовать» соленый огурец, нежели хинин.

Гораздо быстрее человек отвечает на сигналы прикосновения, световые и звуковые. Быстрее всего на сигнал, воспринимаемый осязанием, — всего 90 -220 миллисекунд. На свет и на звук реакция почти одинакова. Jla тентный период реакции на звук — 120—180 миллисекунд, на свет — 150—220 миллисекунд.

Все эти данные, полученные психологами, i ■ заменимы для проектирования сигнальных систем предупреждения и тревоги, р которых от скорости реакции наблюдателя зависит скорость срабатывания системы.

Здесь рассказано лишь о некоторых примерах нз экспериментальной психологии. Но и они достаточно наглядно свидетельствуют о том, что исследования проводимые сейчас в психологических лабораториях мира, при обретают все больший интерес для самого широкого круга людей. Ведь именно психологи могут открыть методы усиления умственных способностей, методы эффективной работы, а может быть, и такие качества человеческого организма, о которых никто еще даже не догадывается.

9