Техника - молодёжи 1967-02, страница 28ДИСКУССИЯ О МЫШЛЕНИИл. ИТЕЛЬСОН, доктор педагогически» науи МЫ ПРОДОЛЖАЕМ ДИСКУССИЮ ПО СТАТЬЕ А. МИЦКЕВИЧА «ТЕРМОДИНАМИКА — ИНФОРМАЦИЯ — МЫШЛЕНИЕ*) )СМ. № 9, 1966 И № 1. 1967). СУЩЕСТВУЕТ ЛИ „ТАЙНА" МЫШЛЕНИЯ? НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ ПО СУЩЕСТВУ ВОПРОСА Итак, перед нами попытка свести явление сложного уровня к явлениям другого, более простого. Я имею в виду основную мысль статьи А. Днепрова «Термодинамика — информация — мышление». И главные возражения мон заключаются именно в неприятии этой основной мысли. В самом деле, даже работа паровоза — классической термодинамической машины — и та не объяснима лишь законами термодинамики Паровоз едет не только потому, что энергии сохраняется, энтропия возрастает, и тепловая энергия переходит в механическую. Он едет, ибо так устроен, что взаимодействие его частей обеспечивает езду. Но и этого недостаточно. Он едет потому, что есть рельсы, чтобы ехать. Наконец, он должен ехать по расписанию, и им соответственно управляет машинист. Гаким образом, паровоз— система ие только термодинамическая, он одновременно и система механическая, и система транспортная и система управляемая. Поэтому поиски ответа иа вопрос «Что такое паровоз?» иа уровне одной молекулярной динамики — занятие заведомо бесплодное. Любая сложная система высшего уровня несводима к более простым, потому что она есть упорядоченное взаимодействие этих более простых систем. Ответить на вопрос, что представляет собой данная сложная система, означает вскрыть законы и свойства этого взаимодействия, а не свойства и законы участвующих в нем более простых систем. Вся «загвоздка» мышления в том-то и состоит, что оно представляет собой не продукт мозга, а продукт взаимодействия мозга с действительностью, или, иначе, человека с окружающим его миром. Уже поэтому невозможно вывести «тайну мышления» только из структуры мозга и свойств составляющих его частиц. Протекание любого мыслительного процесса, в том числе дедуктивного, — это не «самопроизвольное качение с горки», где пункт прибытия «не зависит ни от чего». Любое, самое формальное умозаключение отображает определенные связи действительности. Поэтому его развертывание диктуется не условиями термодинамической устойчивости, а «навязанной» реальностью системой связей между элементами мозга, по которой циркулируют сигналы. Их переносчиком может быть что угодно—молекулы, электроны, ионы и т. д. и т. п. Протекание мыслительного процесса определяется ие ими, а тем, куда и как их «гоняют» по коммуникациям мозга. А это определяется «погонщиком» — внешним миром, воздействующим на мозг и отражающим себя в исм. Свойства же самих переносчиков сигналов (не станем придираться, пусть это будут «спины» частиц) определят только то, с помощью каких физико-химических процессов их удается «гонять» нужным образом, то есть физиологию нервных процессов, а ие психологию мышления. Посредником между процессами, протекающими в Мозгу человека, и процессами, протекающими во внешнем мире, оказалась практическая деятельность человека, направленная на позиание и преобразование действительности. «Чтоб узнать вкус пудинга, надо его сиесть», — гласит английская пословица. Действие «съедания» обнаруживает свойство пудинга, которое отображается в ощущении «вкусный». и далее созиаваиие этого свойства становится ориентиром в нашем поведении по отношению к пудингу Но такое практическое позиание иа уровне ощущений — только начало пути. Благодаря наличию у человека речи. этой «чрезвычайной прибавки», как ее называл И. П. Павлов, пещи н нх свойства заменяются затеи;_Унх «вторичными сигналами» — словами. Теперь уже вместо операций над самими нещами человек может оперировать слонами, и ею деятельность начинает управляться слоыспин нпформацшн (например, сообщением: «Пудинг вкусный*-). Наконец, елопесные сигналы отображаются п сознании, как образы вещей и понятия их свойств (отношений). Теперь уже действия над самими вещами и их свойствами заменяются действиями над их идеальными образами (психическими моделями) н начинают выглядеть как «самопроизвольно мышление». Итак, «работа мышления», о которой пишет А. Мицкевич,— это практические действия с предметами, перенесенные в идеальный план и осуществляемые над психическими моделями этих предметов. Пресловутая «тайна» мышления появляется, когда в его сущность пытаются проникнуть «изнутри», рассматривают его само по себе, в отрыве от реальности, о которой оно «мыслит». Тогда мышление начинает выглядеть как этакая замкнутая система самопроизвольных психических, или нервных, или термодинамических процессов, функционирование которой определяется свойствами «идей», или нейронов, или молекул мозга, или — еще таинственнее — неких не открытых еще ядерных частиц. Искать таким путем «мыслящее начало человека» занятие столь же безнадежное, как попытка объяснить мимику персонажей на кадрах кинофильма свойствами частиц азотнокислого серебра, фиксирующих изображения актеров. ПСИХИКА —НЕОБХОДИМАЯ СИСТЕМА СЛУЧАЙНЫХ СВЯЗЕЙ 1J у, хорошо, — скажет читатель, — мышление — это пре-' * образование, или, проще, смена идеальных обрлзон. психических моделей объектов (их свойств, отношений). Правила этой смены определяются связями (ассоциациями) соответствующих образов, а сами связи диктуются законами реального мира, с которым человек сталкивается в практической деятельности, и целями этой деятельности. Но как насчет самих этих идеальных образов, или, что звучит более современно, психических моделей? Оин-то ведь закодированы какими-то состояниями ядерных частиц, или молекул, или нервных клеток. Ну, например, какое сочетание элементов мозга соответствует образу моего приятеля Ивана Ивановича или понятию «стол»? Ведь это уже зависит от свойств самих элементов. Вопрос этот выражает в себе скрыто определенную гипотезу, которая и сегодня широко распространена среди фнзио логов и кибернетиков Суть ее в предположении что психическому образу каждого реального предмета, свойства, отношения соответствует строго определенная конфигурация нейронных состояний мозга. 24
|