Техника - молодёжи 1967-09, страница 12

Техника - молодёжи 1967-09, страница 12

Вторая половина двадцатого века... Мир бесконечно щедрый и нищий. Беспокойная планета, вечно ищущая и тревожная. Земля людей, как назвал ее поэт и мечтатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Я не знаю, кто придумал девиз Всемирной выставки з Монреале «Земля людей», отдав пальму первенства не великим мыслителям прошлого, не выдающимся общественным деятелям, а простому человеку, французскому летчику, погибшему не то в воздухе, не то в океане в годы второй мировой войны.

Но когда я читаю строки из книги Экзюпери, я еще больше начинаю уважать этого трудного писателя, с искрометным сердцем и трагической судьбой.

«Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хотя она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, закладывая камень, помогаешь строить мир» — это его слова...

Где, когда вымечтались они? Во время ночного полета над растревоженной землей или за походным столиком одного из заштатных аэродромов Северной Африки?

Земля людей открывалась моим глазам и вновь уходила под крыло самолета, чтобы уступить пространство невообразимой купоросной синеве океана и белым стадам пушистых облаков. Уже сам полет на межконтинентальном лайнере ТУ-114 казался фантастикой. Нужно высоко поднять голову, чтобы только дотянуться взглядом до круглых иллюминаторов этого гиганта, стоящего на сером асфальте подмосковного аэродрома.

— Неужели полетит эта сказочная громада? Как оторвется она от грешной земли? Невообразимо... Невероятно...

Но она оторвалась и, разрезая свистящими крыльями упругую толщу атмосферы, стремительно ушла в верхние ее слои. Колоссальный прыжок над водою, и я вижу, почти не веря глазам своим, ослепительно белые глетчеры Гренландии, расползающиеся по холодной бирюзе Атлантики айсберги. Кухня погоды... Не о такую ли белую громадину разбился в свое время «Титаник»? Снова океан... Пустынные берега Ньюфаундленда...

А затем искрящимся, переливающимся в глазах калейдоскопом в сознание вламывается непередаваемый, почти условный мир — это и есть ЭКСПО-67. Всемирная выставка...

Как сейчас вижу белый, стремительно выгнутый трамплин Советского павильона, полупрозрачный шар американцев, перевернутую пирамиду Канады, кокетливый веер французского павильона, бетонную мачту английского корабля, ко-ричнево-ржавые металлические глыбы тематических павильонов, зеленые синтетические ели павильона лесного хозяйства Канады... И все это перевито, перекручено белыми лентами монорельсовых дорог. Все это оторочено мутно-блеклой водою реки Св. Лаврентия. Выставка — на островах и по берегам. Она вправлена в клубки автострад, в толпящиеся на горизонте небоскребы Монреаля... Она величественна, она подавляет. Она бередит взгляд и фантазию.

Ее основная цель — показать Землю людей второй половины двадцатого века. Века до предела набитого событиями, революциями, войнами, научными открытиями, сенсациями.

Землю, где сегодня четко и уверенно прочерчиваются два ярко выраженных полюса: старые страны, упорно отстаивающие свои уходящие позиции, и новые государства, утверждающие новые идеалы. И самой зрелой из них —- Советской стране — всего лишь пятьдесят.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Экзюпери ночной полет

Близкие к этой страницы