Техника - молодёжи 1968-02, страница 30

Техника - молодёжи 1968-02, страница 30

ИЗОБРЕ

ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР О ЛАТЕНТНОМ ДЕЛЕ

Академик Б. Е. ПАТОН: «Пользуясь патентной информацией, можно составить четкое представление о современном уровне техники и технологии в данной области, о тенденции ее развития в недалеком будущем».

Академик А. И. БЕРГ: «Знакомство с современным мировым техническим уровнем, которое возможно только при тщательном изучении патентов, является основой для научного прогнозирования».

Академик А. И. ЦЕЛИКОВ: «...изучение патентной литературы... дает возможность проследить тенденции (развития техники), сделать выводы о том, какие ее направления являются наиболее перспективными».

Смысл высказываний академиков ясен: чтобы предвидеть будущее техники, надо максимально полно изучить современный патентный фонд по нужному вопросу. Но легко сказать — «максимально полно изучить современный патентный фонд». А как это сделать, если количество патентов с каждым годом нарастает лавинообразно?..

Классификатор понятий

К 1967 году во всем мире было зарегистрировано около 13 млн. патентов. Каждый год подается 650 тыс. заявок, и к уже оформленному массиву прибавляется еще свыше 400 тыс, патентов — примерно на 150 тыс. изобретений.

Не все открытия и изобретения, официально удостоверенные, приносят пользу. Среди них немало сору: «зонтичных», «револьверных», «устрашающих», «сухостойных» и других патентов, являющихся «плодами крючкотворства инженера и юриста». Ухищрения «мастеров» этого дела подчас ставят в тупик даже самых опытных поисковиков. Одна из крупных фирм решила запатентовать в другой стране изобретение на способ герметизации ракет. Сотрудники фирмы дотошно изучили патенты на эту тему, имеющиеся в той стране, и сказали: «Чисто! У них нет подобной работы». Фирма подготовила

26

ПАТЕНТЫ БУДУЩЕЕ ПОД МИКРОСНОПОМ

ВЛ. ДРУЯНОВ Рис. К. Кудряшова

документы, внесла пошлину и отправила заявку обычным путем.

Пришел отказ — это запатентовано в данной стране в таком-то году под таким-то номером. Патентное описание прилагается.

Стали читать. Так и есть. «Куда же вы смотрели?» — грозно произнес начальник, вызвав сотрудников. Те только руками развели: «Так ведь их патент оказался в классе «Гробы». Там мы и не копались».

И верно, именно в этот класс было помещено описание изобретения о новом способе герметизации. Предназначалось оно для гробов, транспортируемых по воздуху, но годилось и для ракет.

Фирма пережила потерю большой суммы денег, ушедшей на пошлину, а ее сотрудники «намотали себе на ус» еще один способ маскировки.

Но и позже они чуть не попались. Решили патентовать в той же стране фал, за который держится космонавт, покинувший летящий корабль. По фалу

идет переговорный провод, соединяющий пилота и того, кто за бортом. Изюминка новой заявки заключалась в устройстве, через которое фал входил внутрь ракеты, не нарушая ее герметичности. Эксперты, как всегда, подготовили документы и понесли их на подпись.

— «Гробы» смотрели? — в шутку спросил начальник. Все заулыбались.

— Посмотреть.

Стали перебирать этот класс и находят: патент на герметический гроб с телефоном внутри. Через устройство точно такое же, какое хотела патентовать фирма, телефонный провод выводился наружу. Такие гробы пользуются спросом у богатых людей...

Случаи, похожие на рассказанный, встречаются не так уж часто: нечестных патентов в сравнении с общим количеством все-таки немного, и рано или поздно они исключаются из мирового фонда.

Поток новых патентов в каждой стране дробится по классификации. Каждая новинка оседает в отведенной ей рубрике. Наиболее древняя система — английская. Американская система сложнее и запутаннее. Основной ее документ — чертежи, на которые стараются — удооно это или неудобно — вынести элемент новизны. По американской классификации полиграфическое оборудование, например, разнесено по 12 классам, Вот и ищи. Либо США должны изменить методы патентования и хранения информации, либо они рискуют очутиться в обозе научной мысли, сказал один видный американский ученый. В Европе распространена в основном немецкая система, принятая с некоторыми изменениями и у нас в стране.

Несмотря на различие классификаций, патентные фонды всех стран неудобны в главном — в поиске. Эксперименты показали: усидчивый инженер может отыскать не более 10—12% всех патентов на важную для него тему. Нерадивость тут ни при чем: полный отбор под силу лишь группе сотрудников, не занятой ничем другим. Для специалиста-непатентоведа десятая часть — предел.

Вот почему всеобщее внимание привлек к себе классификатор понятий, разработанный советским специалистом Борисом Николаевичем Тардовым: с помощью этого классификатора надежность поиска можно поднять до 90—95%!

«Можно найти почти все патенты по тому или иному вопросу, —• сказал в беседе со мной Б. Тардов. — Я не изобрел систему поиска, которая позволяет это сделать. Я просто собрал «фольклор» на эту тему и навел в нем порядок».

«Мир техники — пышно растущее дерево. Новые изобретения — это побеги ствола, сука, ветви этого дерева, но они распускаются, как правило, на кроне дерева — на его крайних ветвях, которые сами недавно были побегами»...

Классификатор понятий выстраивает изобретения в ряды, где последующее четко сцепляется с тем, что уже было: корень — стволы — суки — ветви — листья прожилки. Соответственно: тема — класс — подкласс — группа — подгруппа деление подгруппы.

Вот как действует древовидная структура,