Техника - молодёжи 1968-04, страница 16

Техника - молодёжи 1968-04, страница 16

ИЗОБРЕ TATEAb ство И

ЦИВИАИ ЗАЦИЯ

В числе первых декретов Советской власти был и декрет, утверждавший Поло-жеиие об изобретениях, подписанный В. И. Лениным 30 июня 1919 года. Этим декретом в Советском Союзе вводилась новая форма защиты прав изобретателя —• авторское свидетельство. Если патентовладелец имел исключительное право на изобретение и без его согласия никто не мог использовать его предложение до конца срока действия патента, то изобретателю, имеющему авторское свидетельство, гарантировалась защита его авторства и выплата вознаграждения из расчета полученного эффекта. Причем внедрение изобретения, защищенного авторским свидетельством, полностью принимало на себя государство.

В настоящее время патент как возможная форма защиты авторских интересов в Советском Союзе существует наравне с авторским свидетельством, но наши изобретатели патентуют свои предложения внутри страны крайне редко.

К 1958 году было подано 1 млн. 725 тыс. заявок на изобретения. Для их рассмотрения и изучения понадобилось в составе Комитета по делам изобретений создать целые институты: Всесоюзный НИИ государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ), Центральный НИИ патентной информации (ЦНИИПИ), курсы повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников по вопросам патентования и изобретательства.

Советскими изобретениями и техническими разработками стали интересоваться в самых развитых странах мира. Поэтому в составе комитета пришлось создать организации по продаже и покупке лицензий, по патентованию советских изобретений за границей.

Проблемам изобретательства и лицензионной торговли в СССР посвящены статьи изобретателя и патентоведа О. ЖОЛОНДКОВСКОГО и старшего инженера отдела лицензий Комитета по делам изобретений Т. МАЦИЕВСКОИ.

Мы убеждены глубоко, что могучие машины, этот действительный источник высокой производительности и двигатель промышленности, если совершенствуются и в наши дни, то этим мы обязаны людям с поэтическим, пламенным воображением, а вовсе не односторонним узким специалистам.

Б а т а л л, Трактат о машинах и паре

Изобретение — это всегда откровение. Вспышка в сознании и... буквально все стало ясно: ...И гад морских подземный ход, и чахлой розы прозябанье...

Если такое озарение не посетило вас, если решение не было неожиданным, а просто вы добросовестно поработали над известными устройствами и, пользуясь приемами, описаннь.ми в учебниках, улучшили качества объекта, то, увы, это не изобретательство.

Эксперт, который будет рассматривать такое устройство, укажет, что в нем отсутствует элемент существенной новизны. Представьте себе, что кто-то вдруг напишет в альбом:

...Уж чаще солнышко блистало, Длиннее становился день, Лесов таинственная сень С веселым шумом одевалась... Казалось бы, стихи коренным образом переделаны, в них даже описывается совершенно другое время года, нежели у А. С. Пушкина, а вот человека, написавшего их, поэтом не назовешь.

Точно так же не каждого конструктора, внесшего изменение в разрабатываемое им устройство, можно назвать изобретателем. Чтобы пояснить суть дела, возьмем, к примеру, ну, хоть веник. Вдруг в бюро патентов посети-

патентоведение-

наука

не

абстрактная

О. ЖОЛОНДКОВСКИЙ, изобретатель, патентовед

Рис. К. Кудряшова

тель приносит проект двусторонней метлы. На ее черенке насажен не один пучок прутьев, а два, с обеих сторон. Пользоваться ею нужно совсем иначе: не шаркать туда-сюда, как тривиальной односторонней метелкой, а вращать перед собой за ручку, как пропеллер. Для предохранения лица от брызг грязи метла снабжена небольшим кожухом на колесиках.

Подавив улыбку, эксперт принимает эту анекдотическую заявку. Однако вскоре на его стол ложится целая папка чертежей, разработанных квалифицированными конструкторами. Предлагается «Машина для метения улиц».

Будучи человеком добросовестным, эксперт достает заявку на двустороннюю метлу и сравнивает ее с новым предложением. Отбросив кузов, мотор и колеса, известные по обычным автомобилям, он дошел до основного рабочего органа машины — валика, обсаженного по окружности щетиной, который вращается перед движущимся автомобилем.

Казалось бы, валик совсем не похож на двустороннюю метлу, но тут на свет

божий извлекается «Формула изобретения».

Формула первого предложения выглядит так:

«1. Устройство для подметания, состоящее из множества тонких, упругих элементов, одни концы которых соединены вместе, а другие размещены веером, отличающееся тем, что в целях повышения эффективности действия путем сообщения упругим элементам вращательного движения они радиально закреплены на поворотном валу».

Итак, здесь говорится о множестве тонких упругих элементов. Заметьте, не о двух, не о нескольких (какая же метла состоит из двух или нескольких прутиков?), а именно — о множестве.

Материал, из которого изготавливается объект, в формуле изобретения указывается крайне редко. Здесь написано: «тонкие, упругие элементы». Это могут быть прутики, гибкие пластмассовые трубочки вроде тех, через которые пьют кофе гляссе, куски стальной рояльной струны. Связав их концы вместе, мы получим метлу, обыкновенную, пластмассовую или стальную, но все равно метлу. Теперь эксперт задаст себе вопрос: можно ли щетину считать множеством тонких, упругих элементов?

Безусловно, можно. Следовательно, в этой части (ее называют ограничительной, потому что она ограничивает права автора) оба предложения идентичны. Сущность изобретения изложена после слова отличающееся. Цель предложения в обоих случаях одна. И «двусторонней и рабочий орган машины созданы для того, чтобы повысить эффективность подметания путем придания упругим элементам вращательного движения. Достигается же эта цель в обоих случаях закреплением упругих элементов вокруг оси по радиусам.

Сходство налицо. Эксперту остается решить: можно ли, зная о принципе действия двусторонней метлы, создать рабочий орган подметальной машины в обычном порядке, без творческого озарения? Конечно, можно! Зная о двусторонке, можно и без творчества сконструировать валик с упругими элементами. Итак, отказ...

12