Техника - молодёжи 1968-05, страница 12

Техника - молодёжи 1968-05, страница 12

Таи выглядит часть электроэнцефалограммы — записи биотоков, отведенных от мозга подопытной обезьяны. На каждой дорожке зафиксирован ток от одного из электродов. Стадия I — обезьяна открыла глаза, II — оглядывается, III — двигается.

свои выдающиеся открытия после того, как у него удалили часть мозга?

Эти и многие другие примеры показывают, что организация мозга вовсе не напоминает организацию министерства, где каждый главк занят своими узкими делами.

Доказательством этому могут служить хотя бы следующие эксперименты. Крысу обучают находить выход из лабиринта. После этого из разных частей ее мозга удаляют часть вещества коры и изучают, как это влияет на ее способность выбираться из ловушки. Оказалось, удаление небольшого количества коркового вещества ведет к незначительному увеличению числа совершаемых животным ошибок. Отсюда следует, что все отделы коры головного мозга как бы равноценны!

Итак, с одной стороны — френологическая специализация, с другой — универсализм мозга! Парадокс разрешил гениальный физиолог Иван Павлов.

Да, все отделы коры равноценны, с одним существенным «но»: уменьшение общей ее массы влечет за собой упрощение в поведении всего организма.

В своей интересной книжке «Надежность мозга» Э. А. Асратян и П. В. Симонов рассказывают об опытах, проведенных на основе знаменитых павловских рефлексов.

У собаки вырабатывают условный рефлекс — слюноотделение при появлении какого-либо сигнала. После удаления затылочной части мозга она по-прежнему сохраняет способность к слюноотделению при сигнале, обходит препятствия, поворачивается к яркому свету. Но... животное перестает узнавать хозяина! Видит, но не понимает!

Следовательно, говорил Павлов, в коре головного мозга существует динамическая локализация функций, и каждый «центральный анализатор» связан с более «низкими» анализаторами. Разумная, то есть нормальная, деятельность высшей нервной системы подчинена некоей «иерархии», разрушение которой сверху вниз приводит не к гибели организма, а к упрощению его поведения, к потере способности выполнять более тонкие психологические и физиологические функции.

Довольно точным будет такое сравнение: можно постепенно «растаскивать» автомобиль по частям, но он все же будет продолжать ездить, хотя с каждым новым повреждением его ходовые качества будут ухудшаться.

Известно, что у высших животных

мозг — парный орган, за исключением некоторых разделов. Два полушария соединены так называемым мозолистым телом — массой, состоящей иа нескольких миллионов нервных путей, соединяющих симметрично расположенные клетки (нейроны) в обоих полушариях. Нервные пути от органов чувств, как это ни странно, переплетены крест-накрест, так что, например, зрительная информация от правого глаза поступает в левое полушарие, а зрительная информация от левого — в правое. Поставим вопрос так: знает ли правая половина мозга все то, что знает левая? Да, знает. Вы можете выучиться читать по-английски, пользуясь только правым гАазом. Если вы будете пользоваться левым, то результат окажется тем же. Нетрудно догадаться, что мозолистое тело как раз и является тем передатчиком, который информирует оба полушария обо всем.

Если перерезать мозолистое тело (здесь говорится об операции несколько упрощенно), то получается удивительная картина. Животное — опыты производились с кошками — можно было обучить выполнять одни операции при помощи правого глаза, и прямо противоположные — при помощи левого. Поведение кошки менялось всякий раз, когда ей открывали то один, то другой глаз». Такое хирургическое Вмешательство в структуру мозга, по существу, приводит к возникновению двух совершенно различных кошачьих «личностей» в одном организме!

Хирургический метод получения двух личностей в одном организме! Это уже нечто, над чем стоит призадуматься...

В связи с этим я вспоминаю признание американского ученого Ральфа Лэп-па, автора книги «Атомы и люди».

Вот что он пишет о себе:

«Меня в равной степени влекло и к точным наукам и к литературе, и я долго не мог решить, по какому пути пойти... Несчастье ускорило принятие решения. В нежные ткани моего мозга проникла какая-то злокачественная инфекция, а с нею в мою жизнь вошел замечательный итальянский хирург. Пробив необычайно толстый слой кости черепной коробки, он обнаружил, что мой центральный аппарат совершенно разложен, а ряд его весьма важных узлов и деталей установлен совсем не там, где нужно... «Все у вас там перепуталось».

Я не знаю, что со мной сделал доктор, но когда ко мне вернулось сознание, вместе с ним пришло и решение: я захотел стать исследователем в области

ядерной физики. Все это произошло, таким образом, сравнительно просто, но я думаю, что объяснение подобного формирования решений весьма сложно даже современной психологии».

За рубежом иногда применяется так называемая лоботомия мозга, хирургическое вмешательство в мозг психически ненормального или преступного человека. Перерезание нервных путей меняет личность этих людей, и они становятся нормальными членами общества.

Наказывать или оперировать? Об этом спорят юристы, нейрохирурги и психологи.

Скальпель — не единственное средство, которым располагает современная наука в деле изучения живого мозга не только животных, но и человека.

В 1928 году немецкий врач Бергер приладил к своей голове два электрода и концы их вывел на электроизмерительный прибор. Стрелка гальванометра заколебалась.

Понадобилась почти треть столетия, чтобы понять, какое огромное значение имеет это открытие, а сейчас современная электроника позволяет не только записать волны головного мозга, но и сделать их зримыми. Можно увидеть, каким образом мышление человека сопровождается усилением или затуханием электрической активности по всей поверхности коры.

Обнаружилась удивительная картина, которую так блестяще предсказал И. Павлов. Как образно выразился ученик Павлова Грей Уолтер, «чувствительные воспринимающие области или отделы мозга скорее «арендуются» теми или иными чувствами, чем принадлежат им «по праву собственности». При любом чувственном восприятии начинает работать весь мозг в целом, вырабатывая информацию для реакции организма.

Альфа-ритмы, дельта-волны, тета-вол-ны, Е-волны — все это было открыто недавно благодаря широкому применению электроэнцефалографии. Мозг оказался вместилищем такого огромного числа самых разнообразных электриче

Эпектроды подсоединены.

8