Техника - молодёжи 1968-05, страница 13

Техника - молодёжи 1968-05, страница 13

ских колебаний, что их расшифровка сейчас передана электронным счетно-решающим машинам.

Любопытно, что характер этих волн тесно связан с характером личности человека и свойствен только ему, как отпечатки пальцев!

А что, если в мыслящий мозг искусственно вводить сигналы той или иной частоты?

Так возникло «фликерное» направление исследования головного мозга. Глаза испытуемых освещались светом, мигающим с различной частотой. Если эта частота вдруг совпадала с частотой собственных электрических колебаний мозга, то наблюдались странные явления в поведении человека. Например, фликер с частотой альфа-ритма (8—13 миганий в секунду) у многих нормальных людей вызывал... эпилептический припадок! Фликеры с другой частотой вызывали различные галлюцинации, вплоть до галлюцинации «смещения времени»! Одному подопытному казалось, что «вчера» — это левее, чем «завтра»!

Установлено, что число странных эпилептических припадков, казалось бы, у совершенно нормальных людей иногда наблюдается, когда они идут по лесу. Может быть, солнечный свет» пробиваясь сквозь ветви, воспринимается путником как мигание с частотой альфа-волн его головного мозга? Один велосипедист заявил, что ему всегда становится дурно, когда он едет вдоль забора, сквозь который пробивается солнечный свет.

У испытуемых фликеры различной частоты вызывали в сознании странные, трудно описуемые обычным языком картины — в «неземных» цветах, фантастические спиральные движения, падения геометрических фигур вне пространства и времени.

Человек спит. Его альфа-ритм записывается пером электроэнцефалографа в виде плавной синусоиды. И вдруг резкое изменение — синусоида исчезает, и возникают быстрые колебания. Человека разбудили, и он рассказывает, что ему снился сон: видел ракету, которая под

Реакции.

нялась высоко в небо, на мгновенье остановилась и после медленно поплыла к горизонту.

«Ну и что же? — спросит читатель. — Бывают сны и поинтереснее!» Ученый думает о другом. Спящий человек неподвижен. Его мозг тоже неподвижен. Там царит темнота и тишина Но ведь ракета летела, и все картины самых причудливых сновидений тоже подвижны)

Что двигается в мозге? Образы, воспоминания?

Мышление, как его определила марксистско-ленинская философия, — это высшая форма движения материи. И движения, которые возникают в нашем мозгу и которые мы видим при воспоминаниях или в сновидениях, мы не можем объяснять движением бестелесных абстрактных понятий. Например, перемещение объектов на экране кинотеатра или телевизора — это движение световых или электронных пучков. А в мозге?

Пока это одна из величайших загадок.

А воспоминания? Память? Где она хранится?

Наш журнал уже рассказывал об искусственном восстановлении памяти у людей путем возбуждения некоторых частей мозга электрическими импульсами. Люди с поразительной точностью вспоминали давно забытые события. Установлено, что следы памяти локализованы в основном в височных долях мозга. Но не установлено, какова материальная природа этих следов. Есть много гипотез. Память — это долго удерживаемая и периодически возобновляющаяся циркуляция электрических сигналов по замкнутым нервным путям. Память — это изменение химической структуры белков в клетках мозга. Память — это перестройка химической структуры нуклеиновых кислот.

Но почему одни события запоминаются на всю жизнь, а другие быстро забываются? Почему оглушенный ударом человек сначала вспоминает то, что было давно, и лишь постепенно к нему возвращаются воспоминания, по времени более близкие?

Надежда на решение этих драматических вопросов связана с тщательным исследованием электрической активности мозга. Работая, как электронный триггер с огромным количеством связей, 10 млрд. нейронов создают «электрические» ритмы.

В мозг научились вживлять тонкие металлические электроды, вводить в отдельные его области электрические сигналы. Это делается в лечебных целях и для исследований. Результаты потрясающие: электрический ток может либо привести животного в ярость, либо сделать его безразличным ко всему на свете, либо заставить стремиться к повторной электростимуляции, потому что она доставляет явное наслаждение.

Одна пациентка в период лечения ее с помощью вживленных в мозг золотых электродов... влюбилась (!) в оператора, который осуществлял эту процедуру. Женщина понимала, что это искусственная любовь, и очень стыдилась ее. Эмоциональное поведение больной стало сложньпй, противоречивым, но все сразу исчезло, как только прекратилось лечение.

Искусственное управление мозгом при помощи электрических сигналов — удивительная и зловещая перспектива. На Западе раздаются голоса о необхо-

Ю атаку на тайны мозга Орошены са-

_ мые лучшие силы электронных войск сотни чувствительнейших приборов. Однако ответить на загадки длительнейшего эволюционного пути нашего мозга, расшифровать структуру и фуннции отделов этого сложнейшего на сеете природного аппарата, познать механизм его аналитиио-синтетической деятельности, предложить новые методы нейрохирургического вмешательства можно лишь на живой модели.

И природа подарила ученым такую близкую к человеку модель. Вот почему наши специалисты говорят: «Собаке уже поставлен памятник. Пора поставить бронзовый монумент обезьяне!»

И вот что важно: обезьяны это единственные и при этом весьма совершенные модели, на которых можно проследить динамику мозговых заболеваний, их локализацию, их ход от начала до печального конца. А это значит — получить возможность выработки преград для болезни, познать все ее извилистые тайны.

Правда, это будет достигнуто не в один день и не в один год. Но наши ученые работают по принципу: «Предай-деть возможное, не упускать неожиданное, не забегать вперед без сотни экспериментов, не быть скороспелым пророком, не делать упрощенных выводов». Спору нет, этот диалектический принцип — путь м будущим конкретным успехам.

На снимке: макака резус в установке для проведения экспериментов.

димости вживлять электроды в мозг новорожденных. Тогда, передавая по радио определенные сигналы, правительства будут иметь в своем распоряжении абсолютно послушное население?

На языке мракобесов это называется «стабилизацией мозгов».

Я хочу закончить этот обзор словами Грея Уолтера, последователя великого Павлова и большого гуманиста.

«Отложив в сторону этические, политические, религиозные и прочие соображения, физиолог должен препятствовать развитию любых разрушительных тенденций науки. Однако с возрастающим знанием вещей увеличивается и мощь (т. е. знание физиологии мозга. — А. М.), существуют люди, видящие в наших попытках — одни с радостью, другие с отвращением — средство эффективного контроля над мышлением. Всем им, политикам, проповедникам и психиатрам, мы говорим: пусть промыванием мозгов занимаются лишь те, чьи руки чисты».

9