Техника - молодёжи 1968-05, страница 16

Техника - молодёжи 1968-05, страница 16

ИЗОБРЕ ТАТЕЛЬ СТВО И

ЦП ВИЛИ ЗАЦИЯ

ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР О ПАТЕНТНОМ ДЕЛЕ

«Как"тоХОЛ°Аную зимнюю ночь снег падал большими хлопьями, а от завода далеко распространялся красноватый отблеск. Человек крайне жалкого, нищенского вида подошел но входу в завод и просил дозволить ему отдохнуть и согреться около огня. Сердобольные рабочие знали, что строго воспрещено впускать посторонних, но у них не хватило духа отказать несчастному, и они дозволили мнимому оборванцу поместиться близ горна в уютном уголке. Если бы рабочие присмотрелись, то, конечно, заметили бы, что он притворился спящим, а между тем зорко следил за всем, что делалось...

Неизвестно, когда и как ушел с завода непрошеный тайный зритель производства стали, верно только то, что через несколько месяцев после этого не только на заводе Гонтсмана, но и на других заводах изготовлялась литая сталь».

Наивный промышленный шпионаж XVIII века! Капиталист в нищенских лохмотьях, лично высматривающий производственные секреты конкурента! Как далек от этого современный промышленный шпионаж, с его профессиональными агентами, электронной и фотографической аппаратурой, с его разведывательными операциями, в которые вовлечены десятки исполнителей! Конечно, не изменилась суть, зато масштабы стали угрожающими.

«Раньше о промышленном шпионаже говорили только шепотом, но теперь о нем говорят все более и более открыто, и крупнейшие предприниматели признают, что промышленный шпионаж — самая страшная угроза производству», — утверждает американский журнал «Попюлер меканикс».

Ему вторит другой журнал — «Бизнес уик»: «Подымающаяся волна промышленного шпионажа угрожает самому главному в американском предпринимательстве — продуктивности исследований и росту».

«Как каждая нация, заботясь о собственной безопасности, должна знать, что собираются делать другие нации, так и бизнесмены нуждаются в информации о том, что собираются делать их конкуренты. И по мере того как обостряется конкуренция, все более ожесточенным становится и промышленный шпионаж», — пророчит журнал «Ньюсуин».

В чем дело? Что произошло за последние 150—200 лет? Почему хищение производственных секретов у конкурентов в наши дни рассматривается как угроза, как уродливая, зловещая тень развития техники и промышленности в капиталистических странах?

Шпионить или изобретать?

Родившись одновременно с промышленностью, промышленный шпионаж развивался гораздо быстрее ее. В течение столетий производство зиждилось на приемах и наблюдениях, сделанных чисто опытным путем, в котором счастливая случайность играла, как правило, решающую роль. Поэтому новичок практически был не в силах самостоятельно пройти путь, проделанный до него поколениями мастеров. А строгие цеховые уставы призваны были защитить секреты производства от конкурентов. В таких условиях на вопрос: «Шпионить или изобретать?» — мог быть только один ответ — «шпионить».

Копнитесь в истории старых отраслей промышленности в той или иной стране, и вы убедитесь, что они гораздо чаще начинались со шпионажа, нежели с самостоятельного изобретения.

Перед незатейливыми, но чрезвычайно действенными средствами промышленного шпионажа — засылкой лазутчиков и сманиванием специалистов — оказались бессильными и мистические заклинания, которыми в старину сопровождались производственные процессы; и строгие уставы средневековых цехов и гильдий.

Отчаявшись совладать с промышленным шпионажем своими силами, предприниматели предпочли прибегнуть к помощи государства — оно за плату взялось обеспечивать монопольные права изобретателей. По этой причине учреждение патентного законодательства в известном смысле можно считать своеобразным признанием успехов промышленного шпионажа.

Выдача охранных грамот нанесла

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ,

или

НОВАЯ ПРОФЕССИЯ .ПИНКЕРТОНОВ"

Г. КОТЛОВ, инженер Рис. К. Кудряшова

серьезный урон промышленному шпионажу, исключив из подвластной ему сферы огромное количество устройств и способов, защищенных законом. Но зато уже тогда выявились области, в которых промышленный шпионаж мог действовать безнаказанно. Действительно, пусть патент защищает техническое новшество. Но пока он не получен, новое изобретение, по сути дела, беззащитно. Если выведать, выкрасть в это время суть разработок, можно опередить действительных авторов в подаче заявки на изобретение. А если по такой заявке будет выдана охранная грамота, то конкуренты получат удар тем более ощутимый, что им придется оплатить успехи своих соперников. Есть и еще одна область, в которой промышленный шпионаж сохранил свое значение. Это секреты производства — важная и дорогая техническая информация, не защищаемая патентами и представ

ляющая огромный интерес для конкурентов.

Сосредоточившись на этих двух направлениях, промышленный шпионаж во второй половине нашего столетия расцвел махровым цветком в наиболее развитых капиталистических странах. Одиночкам стали не под силу изобретения, требующие усилий многих специалистов, долгих и кропотливых исследований, уникального оборудования, затраты огромных средств. Телевидение, кинематография, автомобилестроение, искусственные волокна, пластмассы, медикаменты обошлись в миллионы долларов, потребовали нескольких лет интенсивной работы сотен специалистов. В 1952 году только в США на исследовательские работы в промышленности было израсходовано около 5 млрд. долларов. К 1962 году эта цифра возросла до 18,5 млрд. А в 1970 году она, по прогнозам, достигнет 25 млрд.

Естественно, далеко не всем под силу такие расходы. Поэтому предприниматели решили прикинуть, во что им обойдется кража еще не запатентованных или не защищаемых патентами разработок. И оказалось: дело это столь прибыльно, что устоять перед искушением невозможно. Несколько лет назад три итальянские фирмы, заплатив по 50—60 тыс. долларов каждая, приобрели секретную документацию, которая обошлась американской компании в 12 млн. долларов — в 2000 раз ниже себестоимости! Скупка краденой информации по прибыльности превзошла и честный труд и приобретение лицензий. Этой прибыльностью, породившей бешеный спрос на производственные секреты, объясняется размах промышленного шпионажа в капиталистических странах. Из 200 крупнейших корпораций США 54 не сумели уберечь свои разработки. Из 20—22 млрд. долларов, которые расходуются в США каждый год на исследования, 1 млрд. идет на оплату промышленного шпионажа! И дело не только в деньгах. Кража информа

12