Техника - молодёжи 1968-05, страница 17

Техника - молодёжи 1968-05, страница 17

ции. способствуя успеху фирм-трутней, фирм, не создающих нового, подрывает изобретательский дух наций. Все чаще и чаще на вопрос: «Шпионить или изобретать?» — предприниматели отвечают, как и триста лет назад: «Шпионить!..»

Вот почему вместе с ростом и усложнением промышленной деятельности промышленный шпионаж в капиталистических странах эволюционировал от простодушного подсматривания и выведывания технических секретов до профессионального сыскного предпринимательства, вооруженного новейшей техникой и снабженного специально обученными людьми.

Шпионами от любительство н профессионализму

История развития промышленного шпионажа в основных чертах повторяет историю развития разведок. В обоих случаях суть одна и та же: получение и передача сведений тайно или против воли владельца.

В древности все было просто: тот, кто нуждается в информации, сам отправлялся ее добывать. Знаменитый Ганнибал, прицепив фальшивую бороду, но раз проникал во вражеский стан, чтобы добыть необходимые ему данные.

Недостаток такого способа очевиден: попадись командующий во время своих вылазок, и кампания проиграна. А в мирное время? Одно дело, если обнаружат в стране переодетого правителя соседнего государства, другое — если задержанный — никому не известный человек, от которого всегда можно отказаться. Конечно, лучше, если этот человек талантлив, умен, осторожен, обаятелен, сведущ в делах, разборчив в людях. Было время, когда английская разведка насчитывала в своих рядах выдающихся писателей: Марло, Бена Джонса, Даниэля Дефо, а французская — Бомарше. К концу XIX века стало ясно: талантов не напасешься, надо ориентироваться и на посредственных исполнителей. Первая мировая война продемонстрировала некоторые неожиданные последствия массовой разведки.

В нейтральных странах, например, процветала в те годы торговля любой информацией. Здесь возникла даже своеобразная черная биржа. Французские агенты предлагали французские секреты немецким агентам в обмен на германские секреты.

А теперь возьмем для сравнения промышленный шпионаж. Эпизод, открывающий эту статью, — не выдумка. Именно так, нарядившись в лохмотья, прикинувшись нищим, заводчик Уокер лично выведал в свое время на заводе Гонтсмана тайну производства литой стали.

Есть в промышленном шпионаже и свои асы. Наиболее яркий представитель — Роберт Арис, скрывавшийся под псевдонимом доктора Брэдли. Это крупный химик и экономист, обладатель многочисленных научных званий и титулов, член нескольких научных обществ и учебных учреждений мира, автор объемистых научных трудов и более чем 45 изобретений. Пользуясь своими знаниями и связями, шпион от наук*

более 10 лет крал, присваивал и перепродавал чужие секреты, накопив огромное состояние.

Однако, когда стало ясно, что гигантский объем промышленных исследований и разработок сможет прокормить не только «гениальных асов», в эту область ринулись люди рангом пониже. Будучи не.в состоянии действовать в одиночку, они волей-неволей должны были сорганизоваться. И им не пришлось особенно ломать голову над вопросом, что делать.

Человеком, который больше 100 лет назад нашел форму, наилучшим образом подходящую для организации промышленного шпионажа, несомненно, следует считать предприимчивого шотландца Аллена Пинкертона. В 1850 году он основал частное детективное агентство, сотрудники которого — «пин-кертонцы» — сыграли печально-провокаторскую роль в истории американского рабочего движения. Агентство Пинкертона раньше других откликнулось на новые веяния. Взявшись за промышленный шпионаж, оно за 14 лет — с 1949 по 1963 год — увеличило свой доход

с 5 млн. до 43 млн. долларов! Эти миллионы ей выплатили 400 из 500 самых крупных промышленных объединений США.

В тех капиталистических странах, где затрачиваются на исследования огромные суммы — в США, во Франции, в Японии, — начали плодиться по типу и подобию Агентства Пинкертона разведывательные фирмы с сотнями штатных сотрудников, главным образом из бывших военных и полицейских. Возмещая недостаток образования и научной эрудиции рвением и пронырливостью, они неплохо процветают, хотя редко кому из них удается достичь «высот» гениальных одиночек вроде Ариса. Впрочем, за ликвидацию шпионской безграмотности немедленно взялись специалисты, которые открыли в этих странах школы, выпускающие дипломированных шпионов...

Переход к массовым методам породил последствия, с которыми обычная разведка столкнулась во время первой мировой войны. Возникла, например, «специализация» стран по областям шпионажа. В США надо ехать тому, кто не прочь приобрести секреты в области технологии. В Японии собираются покупатели и продавцы краденых секретов, связанных с электроникой и пластмассами. Итальянцы специализируются на скупке тайн фармацевтического производства.

Теперь на повестке дня — распространение международных шпионских синдикатов, которые уже появились в США, Японии, Италии и Швейцарии. Здесь покупают любые промышленные секреты, и шпионы могут теперь быть уверенными: их труды будут оплачены, ибо в таком синдикате найдется покупатель на любую секретную информацию.

„Острый слух, споелешеотвуемый не менее острым зрением*.«"

Один из бессмертных героев М. Сал-тыкова-Щедрина, наставляя своих подчиненных, объяснял им: «Для того, чтобы знать все, вовсе не обязательно вмешательство белой или черной магии. Достаточно иметь острый слух, споспе-шествуемый не менее острым зрением». На разработку этой же идеи направили свои усилия фирмы, выпускающие аппаратуру для подслушивания и подглядывания. Острота слуха и зрения у современных шпионов с помощью электроники и оптики увеличена тысячекратно. Вот всего лишь несколько цитат из книги американского публициста Вэнса Паккарда с выразительным названием «Голое общество».

«Сотни деловых фирм охотно применяют скрытые микрофоны для того, чтобы добиться преимущества в конкурентной борьбе... Аппаратура для подслушивания подвергается хитроумной маскировке. Радиопередатчики выпускаются в виде кусков сахара, тюбиков губной помады или мягких на ощупь сигарет. Один из крупнейших предпринимателей продает картины в рамах, с обратной стороны которых в бумагу вклеены тончайшие передатчики, микрофоны и проволочные антенны... Созданы микрофоны для установки в ножках

13