Техника - молодёжи 1968-08, страница 12

Техника - молодёжи 1968-08, страница 12

разума, действующего по программам человека, в личность с собственными интересами. Нельзя сделать разум без всяких чувств, так как онн отражают степень эффективности в реализации поставленных целей. Минимальные чувства — добро и зло, приятное и неприятное. Этого уже достаточно, чтобы при самоорганизации, то есть способности к созданию новых моделей, появились новые производные чувства и новые собственные цели деятельности.

Личность тем и отличается от автомата, что имеет собственные интересы — потребности, цели, оценки. Искусственный разум неизбежно превратится в личность, как только у него будет воспроизведена самоорганизация.

Пределы независимости личности, границы ее возможного отличия от первоначально заданных программ имеют количественное выражение. Поведение одних людей остается в пределах преподанных воспитанием норм, другие люди выходят за эти границы — вплоть до преступлений против общества. Многое зависит от прочности воспитания и «вос-питуемости» — индивидуальных свойств коры и подкорки. Все эти качества будут задаваться и искусственному разуму, они будут служить некоторой гарантией «лояльного» поведения по отношению к людям (вспомните «Законы ро-ботехники» А. Азимова!). Правда, гарантии относительные, и они тем меньше, чем выше уровень самоорганизации. В то же время поведение искусственной личности, даже если она будет умна, не обещает бы^ь всегда «разумным». Вероятность ошибок остается, поскольку останется ограниченность познавательных возможностей и субъективность суждений.

Так возникает опасность ие только

ошибочного, но и злонамеренного поведения разумных машин. Опасность велика, если это касается машин, принимающих участие в управлении обществом хотя бы в сфере чистой экономики.

Смогут ли люди ограничить развитие систем искусственного разума или по крайней мере держать их под контролем? Боюсь, что ни то, ни другое невозможно.

Создание и совершенствование разума необходимо для целей познания и оптимального управления сложными системами — организмом, психикой, обществом. Человеческий мозг и традиционные средства переработки информации ие могут обеспечить этого, особенно теперь, когда стремительно возрастающее разнообразие вещей и моделей догоняет разнообразие природы, требуя в то же время более активного управления. Развитие разума действительно необходимо, хотя и не обязательно до уровня высокой самоорганизации. Вся беда в том, что есть любознательность ученых — еще одни психологический фактор, не позволяющий ограничить развитие любой науки. Тем более, когда дело касается такого предмета, как разум.

Контроль над сложным искусственным разумом осуществить трудно. Конечно, можно выдавать на выход все его мысли, но прочесть их практически не удастся из-за сложности и, главное, обилия. Внутренние процессы в системах машинного регулирования будут недоступны контролю, когда дело касается столь сложных программ, как управление обществом. Разумеется, внешние выходы в виде воздействий на людей будут доступны критике, но мнения будут разноречивы, а отказаться от машинного управления станет так же невозможно,

как сейчас нельзя отказаться от электричества.

Еще один вопрос: размножение машин. Природа решила проблему очень экономно — вся «фабрика» внутри и будто даже не мешает другим программам жизнедеятельности. Конечно, можно не сомневаться, что со временем люди овладеют биосинтезом и смогут воспроизвести биологические системы в их естественном виде. Но это уже другая проблема. Я не думаю, что развитие искусственного разума пойдет по этому пути. Человек имеет в своем распоряжении больше возможностей для создания новых сложных систем и едва ли будет пытаться повторить природу, тем более что оиа несовершенна. Вполне мыслима фабрика искусственных организмов — от примитивных роботов до сложнейших интеллектов, — которая сможет обойтись без помощи людей. Она не только обеспечит серийное производство, но и неограниченную изменчивость, конструирование все новых видов.

Неуютное будущее ожидает человека! Расцвет науки и техники, искусственный разум — золотой век, но за ним уже угадывается эра искусственных систем с неограниченными возможностями развития.

Так стоит ли заниматься проблемой искусственного разума? Не следует ли наложить на нее вето уже сейчас? Может быть, и следует, но для этого нет практических возможностей. Разум находится на столбовой дороге развития мира, которое можно задержать, но не остановить. Значит, вопрос только в регулировании прогресса и в поиске новых решений для проблемы человека в будущем мире. Впрочем, в научном плане об этом говорить еще рано. Пока мы находимся лишь на дальних подступах к искусственному разуму.

ВРЕМЯ ИСКАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ

1. Свет мой • авриальца

Волшебное зеркало из сказки умело говорить о том, «кто иа свете всех милее, всех румяней и белее». Но о себе оио ничего не могло рассказать. Современная оптическая техника решила эту проблему. На снимке вы можете видеть, как одна из ответственных деталей вертикального фото-репродукционного аппарата — ирышеобразное зеркало — испытывается иа качество световым лучом в двухколлиматорной контрольной установке.

2. В стиле цветной соляризации

Если фотонегатив ненадолго осветить во время проявления, то на нем останутся лишь наиболее контрастные линии и пятна, которые при отпечатывании создадут впечатление контурного рисунка. Если же на негатив через светофильтр направить цветной

свет, то в затемненных местах возникнут дополнительные цвета, становящиеся видимыми при дальнейшей обработке (эффект соляри-' зации).

Необычный цветной снимок, помещенный на 2-й странице обложки, выполнен в две стадии. Сначала с черно-белого негатива сделали на цветной фотобумаге увеличение в цветном свете. Затем полученный отпечаток проявляли при светофильтре другого цвета. Варьируя сочетания фильтров, можно получать снимки самой различной окраски, негативного и позитивного характера.

8. Полупроводникозый зоопарк

Вышедшие из строя радиодетали: полупроводниковые диоды, конденсаторы или электрические сопротивления, набор проводников в разноцветной хлорвиниловой изоляции плюс немного терпения и фантазии — и вы можете стать автором оригинальных и красивых фигурок. При не

которой сноровке можно имитировать даже мягкость кошачьей шерстки.

4. Pas, два-иаиачали!

Удобное кресло для отдыха, которое вы видите на снимке, отличается легкостью и изяществом. Ведь основной элемент его конструкции — воздух, заполняющий прозрачную синтетическую оболочку.

8. Робот, который приглашает заглянуть внутрь

Так выглядит двухкоорди-натный бинокулярный микроскоп для точного определения размеров деталей и заготовок. Предметный столик прибора может двигаться по двум взаимно перпендикулярным направлениям на 25 мм с точностью до 0,16 микрона (напомним, что микрон — это одна шестидесятая доля толщины человеческого волоса). Объект можно рассматривать в падающем или проходящем свете, а также в их сочетаниях. Для промышленных целей достаточно увеличения в 10—50 раз, и желаемой степени его можно достичь использованием сменных объективов и окуляров. Сконструировала микроскоп фирма «Карл Цейсс-Иена» (ГДР).

6. Плыву на грозу

Каждый моряк знает: когда над океаном бушует гроза, разряды молнии происходят обычно между заряженными частями облаков и гораздо реже между небом и водой. Чтобы сфотографировать удар молнии в воду, ученые пошли на хитрость. Они решили «спровоцировать» разряд. Во время грозы взорвали торпеду, и иад океаном высоко поднялся водяной холм. Он и выполнил роль громоотвода. А фотографы были наготове.

7. Клюква в оахаре

размеров!

о футбольный мяч

Снежная лавина не редкость для горных районов, но такая поистине уникальна. Фотокорреспондент журнала А. Кулешов снял на Кавказе груду совершенно круглых снежных валунов, которые напоминают клюкву в сахаре размером с футбольный мяч. Для подобной игры стихии нужно сочетание многих условий — температуры, влажности воздуха, состояния снежного покрова, скорости движения лавины по склону и т. п. Вот почему не так уж часто представляется случай слепить снежную бабу из готовых шаров.

8