Техника - молодёжи 1968-08, страница 28

Техника - молодёжи 1968-08, страница 28

рет ручку, рисует графики, поясняющие основную мысль. Косой луч солнца отмеривает на записи новые порции фотонных потоков. Я тоже скольжу взглядом по графикам и слушаю то, о чем не расскажут и жители антимиров. (Последнее — не гипербола: материя антимиров тоже «одноименна», и тела их тоже только притягиваются.)

— Значит, если и окажется, что анти-

лое отклонение, которое на пути в Юм достигает всего 10~12 см?

На помощь пришло одно любопытное свойство нейтральных ка-ноль-мезонов. Одни из этих элементарных частиц распадаются довольно быстро, другие — «живут» значительно дольше. Время существования — оно и делит ка-ноль-мезоны на два «сорта». Причем корот-коживущие частицы под «старость» раз-

вию элементарных частиц. Обсуждались вопросы рождения и гибели, взаимного влияния кирпичиков мироздания, мельчайших из известных нам частиц.

— Так как же, родилась антиграви-тация? — спросил я.

— Увы, не родилась. Поведение античастиц, пущенных по вертикали, осталось нормальным.

Что же, опыт действительно относил-

ГРАВИТАЦИЯ

В. ГРИГОРЬЕВ, наш спец. корр.

г. Дубна — Москва

гравитация существует, — спрашиваю я, —• то до практического ее применения все равно далеко? Ведь из антивещества не сделаешь, скажем, самолета. Аннигиляция!

— Смотря что понимать под «практическим применением», — парирует собеседник. — Для астрономов и физиков, например, работа найдется сразу...

И здесь наш разговор несколько отступил в сторону практики.

Любая из античастиц — большая редкость. Ее «производят» на мощных ускорителях, ловят в специальных камерах. Микромир обычного вещества не содержит «готовых» антиэлектронов и антипротонов. В то же время в большом космосе могут существовать целые галактики, миры из антиматерии. Современное знание позволяет нашему воображению заселить пространство загадочными мирами. Но почему в таком случае природа распределила антивещество столь неравномерно? Что это — случайность, игра флюктуации? А может быть, закономерность?

Какая сила растолкнула «разномастные» миры на такие далекие расстояния и теперь надежно защищает их от гибельной встречи?

Не та ли самая долгожданная сила антигравитации?

Проверить предположение, казалось, не составляло труда. Нужно лишь проследить за античастицей, пущенной горизонтально. Завернет вверх, значит отталкивается. Но как измерить столь ма-

валиваются на две части, а долгоживу-щие — на три. В туманных камерах хорошо заметны «вилки» и трехлучевые «звезды» распада.

Подробный анализ свойств и привел к математическому расчету уникального эксперимента. Пучок анти-ка-ноль-мезонов решили пустить вверх по вертикалу или с некоторым отклонением от горизонтали. И если мезоны различного «сорта» будут распадаться нормально, как всегда, то антигравитации для них нет. Если же частицы обладают антигравитацией, то при вертикальном подъеме они сменят характер распада: теперь уже и короткоживущие дадут «звезды», а часть долгоживущих, наоборот, распадется на «вилки». Туманный след «салюта» изменится, и по нему можно судить о долгожданном явлении.

...Луч солнца давно уже снялся со стола. Из кратера пластмассовой пепельницы выглядывает дымящаяся вершинка свежего пепла — итог вулканической деятельности собеседников. Разобраться в спорных проблемах невесомости оказалось не легко. Обсуждение этого опыта заняло немало времени и у самих физиков.

— Да, вероятность «метаморфозы» крайне мала, — сказал на прощание Подгорецкий. — В теории нет ничего, обещающего позитивный успех опыта. Но физика — наука экспериментальная...

Через некоторое время я встретил Подгорецкого в Москве, в ФИАНе, где проходило совещание по взаимодейст-

ся к разряду маловероятных, «безумных», у которых к. п. д. чрезвычайно мал. Редкие из них приносят прямой успех. Но если уж приносят — моральная их сила становится неотразимой. Вот отчего «сумасшедшинки» в физике расцениваются иногда как подлинный недостаток теории или эксперимента.

Если бы опыт с ка-мезонами «удался» — общую теорию относительности пришлось бы рассматривать как частный случай какого-то другого, более широкого и неведомого свода законов. Но опыт «не удался».

Значит ли это, что с антигравитацией снова покончено?..

Недавно пришло сообщение: американские физики из Стенфордского университета готовят новый эксперимент. На сей раз судьба антигравитации будет испытываться на других исходных частицах. Продемонстрируют свои свойства электрон и его антипод — позитрон.

Американцы знают о результате описанного здесь эксперимента. Однако это не смущает их. «Нормальность» ка-ноль-мезонов еще не означает, что позитроны окажутся столь же нормальными. А какие еще эксперименты на очереди? Ответит ход борьбы за невесомость

Да, ученым предстоит осуществить новые опыты, журналистам — не упустить момента, а читателям — запастись терпением на время того антракта, после которого развернется следующее действие Физики.

Рис. В. Б р ю н а

Схема проведения эксперимента. Одни пары иа-ноль-мезо-нов распадаются на «вилки», другие — на трехлучевые «звезды».

Если античастица притягивается к Земле, то она попадет в мишень ниже цели, если отталкивается — выше цели.

ЗВЕЗДА'

античастица

действует гравитация

античастица

действует антигравитацио