Техника - молодёжи 1969-03, страница 47наций. При трех сувальдах, по теории вероятностей, их шесть. При производстве четырехсувальдных замков комплект сувальд дам соответственно 24 серии. В замке Шубба с шестью суральдачи перестановкой их можно получить до 150 серий. Что вто значит? Мастерская выпускает стандартный корпус замка с набпоом вспомогательных деталей. И — шесть различных сувальд. Внутри замка оии могут располагаться в таком порядке: 1, 4, 3, 6. 2, 5. Или: 4, 5, 2. 1, 6, 3. К каждой комбинации — свой ключ; сколько комбинаций — столько Н серий. Это замечательно, но, как показал опыт Гоббса, количество вариантов — вто еще не все. Так называемый кольцевой, или наборный, замок (рис. 6) — яркий пример такого «многоинформа-цнонного» устройства. Представьте себе трн-четыре кольца с набором цифр или букв иа каждом — число возможных сочетаний из трех-четырех определенных букв достигает многих тысяч. Кстати, замки этого типа имеются в продаже, устанавливаются в сейфах, служат, например, в индивидуальных камерах хранения на вокзалах. Упоминание о них тянет за собой соблазнительный тезис: прогресс в конструкции замков — в первую очередь увеличение их «информационной емкости») Отчасти это так. Но если бы все зависело только от втого, «игроки» В сдались бы в игре против А. Однако капитуляция не наступает. Здесь уместно вспомнить и о другом значении слова «ключ» — переносном. Сколько, казалось бы, сложнейших шифров было разгадано не только благодаря перебору всевозможных комбинаций, вернее совсем не потому, а благодаря логическому н ввристическому методу мышления. В нашей игре дело еще усугубляется тем, что представители группы А играют далеко не лучшим образом. Например, в «трехбуквенном» замке зачастую фантазия ие уходит дальше набора собственных инициалов. Замечено также, что в вокзальных замках четыре цифры очень часто, даже слишком часто, составляются из цифр, образующих год рождения пассажира, или. скажем, на четырех вожделенных пятерок— у студентов. И наконец, конструктивное устройство таких «наборных», или «секретных», замков позволяет при умелом подходе расшифровывать нх «сеирет», не прибегая к тысячам проб. Самый совершенный И так, к идеальному замку предъявляются такие основные требования. Первое: малая вероятность того, что к этому замку подойдет, допустим, один ив десяти ключей замков данной серии. Второе: к нему сложно, а лучше, невозможно применить отмычку. Третье: все детали замка все-таки стандартны, И даже производство ключей может быть «поручено» станку с программным управлением, то есть вариант набора отдельных влементов может быть заложен в программу обработки болванки ключа, Четвертое: замок должен быть компактен, относительно недорог и применим для различных нужд. О таком идеальном или почти идеальном замке журнал сообщал в № 9 ва 1968 год. Родословная его восходит к первому тысячелетию до нашей вры, к древиеегипетсиому замку. Принцип его ясен на рисунка 4. Полый засов АВ движется внутри скобы СД. Когда засов задвинут, гвозднин попадают в отверстия и запирают замок. Шипы ключа Е поднимают вти гвоздики до уровня засова. Секретное расположение шипов. На втом же принципе был основан замок фирмы Брама. Современные замки такого типа называются цилиндровыми (рис. 7). В них функции сувальд выполняют штифты, имеющие разную длину. Ключи к таким вамкам отмечены клеймом. Например. А71147. А — профиль ключевого паза, 71147 — номера соответствующих штифтов. Во избежание открывания «чужим» ключом или отмычкой применяются грибовидные и составные штифты, которые заклинивают механизм при попытке открыть его «не своим» ключом. Что касается упомянутого «идеального» замка «Аблой» фирмы «Вяртси-ля», то в нем роль верхних штифтов выполняет запорная планка. Ключ «трехмерный», н на первой стадии его поворота достигается лишь то, что запорная планка попадает в сплошную Канавку. Только после втого, на второй стадии, цилиндр получает возможность вращаться вместе с ключом. Сказано лн втнм замком последнее слово в игре А и В? Вероятно, нет. Проявляет активность В одном иа парижских музеев хранится любопытный вамок XVI века — с самопалом. Это был «сюрприз», посредством которого представители категории А в многовековой игре перешли от глухой обороны в контратаку. Между прочим, популярные со времен средневековья сундуки «со звоном» при открывании нх делались такими неспроста, не только шуткн ради — звон иной раз «бил тревогу». В смысле «активной обороны» современные вамки действуют гораздо сильнее и разнообразнее, чем их предшественники. Они научились хватать и ие отдавать «чужой» ключ, поднимать тревогу, фотографировать преступника, блокировать входы в помещение вплоть до опускания бронированных колпаков, обдавать покушающегося слезоточивым или усыпляющим газом и т. п. Класс замка обычно соответствует ценностям, которые ему доверены. Чу лан, где хранится метла дворника, может запираться замком самой банальной конструкции, который любым гвоз« дсм отпирается, Банк предъявляет своему стальному сторожу уже гораздо более высокие требования. Правда, опыт показывает, что я подобных играх преимущество одной стороны никогда не бывает вечным н абсолютным. Потому прогресс неивбежен. Есть еще одна сторона дела: самый хитрый замок должен быть предельно прост для его владельца. В печати время от времени всплывают фантастические проекты сверхидеальных замков. Например! реагирующих лишь на голос хозяина, подобно сказочному «сезаму». Или сверяющих облик посетителя со своим атало ном. При втом неясно, иак будет нести себя замок, если хозяин охрипнет, похудеет или магнитофон, кукла «сыграют» роль хозяина. По-видимому, подобные дефекты при* надлежит к числу «социально-конструктивных» недостатков аамка. И единственный радикальный выход буде* осуществлен в те времена, когда замки станут продаваться лишь в магазинах игрушек, в отделе технических головоломок. СОДЕРЖАН и г М. Баламутеино, А. Бирюков Верхом на сегнеровом колесо 1 В. Скуряатоя, физии — Остроглазая оптике 9 К. Арсеньев, инж. — Стонет лн Земля плвнетой гигантов? . . Я Г- Смирнов, нпж Ратннк русской культуры . . 7 Вскрывая конверты . . 10 И. Ефремов — Час Выка (роман) 13 В. Иванов — Вернисаж машин HOii графики .... 17 Кипение космических дел 10 Короткие корреспонденции 34 Антология таинственных случаев: A. Харьковский, инж. — В лабораторию приходит «маг» 26 B. Адаменко, аспирант На путн к разгадке ... 87 Бжн Суряиноасний Восход (рассказ) . . 2В Вокруг земного шара 30 Клуб «ТМ»..........за Книжная орбита 34 Время искать и удивляться 34 П. Александров, инж. - СПГГ — синтез дизеля и турбины 3(5 Стихотворение номера .3(1 ПЕ-2 — историчесная серия «ТМ* 37 Г. Фнланевский Послушно только мне| . 36 ОБЛОЖИЛ художникон. 1-я стр. Р. Авотинв: 2-я стр. — Г. Гордеяяой: 3-я стр. К. Кудряшоеа; 4-я стр. В. Брюна. ВКЛАДКИ художников: 1-я стр. — Л. Рынднча: 2-я стр. — Н. Рожнов*! 3-я стр. Р. Ааеткна; 4-я стр. В< Иваном. Макет Н. Перовой Главный редактор В. Д. ЗАХАРЧЕНКО Редколлегия: М. Г. АНАНЬЕВ, К. А. ВОРИН, К. А. ГЛАДКОВ (научный редвнтор), В В. ГЛУХОВ, П. И- ЗАХАРЧЕНКО, П Н КО РОП. О. С ЛУПАНДИН. И. Л. МИТРАКОВ. А- П. МИЦКЕВИЧ, Г. И. НЕКЛЮДОВ, в. и. ОРЛОВ, в. д. ПВКВЛНС, А. н. ПОВЕДИНСКИП, и. В. ПОДКОЛЗИН (ответственный секретарь). Г. И. ПОКРОВСКИИ. Г. В. СМИРНОВ (зам. главного редактора). Г С. ТИТОВ. И. г. ШЛ< РОВ, Н. М. ЭМАНУЭЛЬ. Художественный редактор Н. Вечиаков Технический редактор К. Бреуд* Рукописи не возвращаются Адрес редакции: Москва, А-30, Сущввсная, 21. Тел. 251-13-00. доб. 4-66, 231-66-41. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодея гвардия» Сдано в набор 30/XII 1068 г. Подп. н печ. 13/11 1060 г. Т03004. Формат 61x00'/». Пач л- 5.5 (усл. 5.5). Уч.-ияд. л 0.3 Тираж 1 500 000 вкч. Заказ 3814. Цен* 30 ноп. __ С небора типографии издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» отпечатано в ордена Трудового Красного Знамени Первой Образцовой типографии имени А. А. Жданова Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР, Моснва. т-СИ. , Валовая. 38. Звназ 3401.
|