Техника - молодёжи 1970-01, страница 62

Техника - молодёжи 1970-01, страница 62

ШЕЛЕСТЯТ СТРАНИЦЫ § Жесты или слова

Никто не станет спорить, что речь — более развитое средство коммуникации, чем, к примеру, мычание. Но еще лучшее — такой чудесный инструмент, как человеческая рука.

Давно замечено, что жест и слово неразрывно связаны. Сам человеческий разум — дитя ручного труда. Прогресс человека шел параллельно усовершенствованию руки. Образно говоря, трудящаяся рука первична, а слова — вторичны. Как часто движение может сказать больше, чем звук! «О любви сказать лишь могут руки», — говорил поэт. Жест всегда применяется там, где не хватает слов. Когда люди не знают языка друг друга,, они с успехом объясняются руками. Недаром «кинеязыки», или «языки движений», предлагают употреблять для общения с внеземными существами.

В чем преимущества «разговора пальцами»? Рука скрипача-виртуоза активно работает всеми 19 «костями», составляющими ее. Значит, при соответствующей тренировке любой человек способен научиться управлять сразу девятнадцатью каналами коммуникации. Если договориться о «словаре» движений, то с помощью рук станет легче и быстрее, чем с помощью голосовых связок, обмениваться информацией. В «теневом театре» мы удивляемся, сколько фигур и ситуаций изображается комбинацией пяти пальцев. Еще больше информации может переносить «язык пальцев», если его вооружить современными телеметрическими устройствами.

Здесь должны найти применение биофизика и бионика. На руку надо надеть резиновую перчатку с прикрепленными к ней электрическими датчиками. Датчики «снимают» им

пульсы с мускулов, которые Движут суставами, и передают их через миниатюрный радиопередатчик. Проживающий в другом городе «собеседник», на руке которого тоже надета резиновая перчатка с девятнадцатью электродами, ловит эти сигналы, воспринимает их своими суставами, расшифровывает согласно известному словарю и значительно быстрее, чем по телеграфу или телефону, ведет разговор. Таким образом, рука приспосабливается к принципиально новой работе, новому виду труда.

Д-р Джон Платт из Мичиганского университета на семинаре в Вашингтоне, посвященном вероятным техническим достижениям в предстоящем пятидесятилетии, не только предложил идею подобного «языка рук», но продемонстрировал также некоторые примеры «сообщений на пальцах».

«Сайенс джорнел»

§ Замаскированные острова

«Остров — часть суши, окруженная водой», — гласит определение из школьного учебника. А раз так, то формально можно считать островом и Гвианское нагорье в Южной Америке, окаймленное с востока и севера Атлантическим океаном, а с запада и юга — водами Ориноко и Амазонки. Река Касикьяре, вытекающая из Ориноко и впадающая в приток Амазонки Риу-Негру, замыкает сплошное водное естественное кольцо, которое окружает второй по величине (после Гренландии) гигантский остров площадью более миллиона квадратных километров.

Когда-то, во времена сильных наводнений, воды Ориноко проложили себе путь на юг к бассейну Амазонки. Наклон, или «градиент», русла

Касикьяре значительно меньше, чем у основного потока Ориноко, поэтому статус кво сохраняется с незапамятных пор и будет сохраняться и впредь, если только не осуществятся планы создания искусственных морей на великих реках Латинской Америки. Тогда островной характер Гвианского нагорья, возможно, станет более заметным.

Другой огромный «остров» подобного же типа и площадью в миллион квадратных километров был открыт в 1948 году на северо-востоке Канады. При изучении водного баланса озера Волластон, расположенного в северной лесистой местности Саска-чевана, обнаружилось, что из него вытекают две реки, которые относятся к бассейнам двух разных океанов. Река Кочрейн течет на ьосток и на юг, впадая в озеро Рейндир, откуда ее воды по реке Черчилл попадают в Гудзонов залив Атлантического океана. Река Фонд-дю-Лак берет курс на запад к озеру Атабаска, которое входит в бассейн реки Мак-кензи, впадающей в Северный Ледовитый океан.

Внимательное изучение карт поможет открыть и другие «острова», замаскировавшиеся не в океанских просторах, а в глубинах континентов. Так, Европа тоже «остров», если за водные границы считать каналы. По-видимому, во избежание недоразумений надо дать более точное определение понятия «остров». Но какое?

«Джорнел оф Джиографи»

% Пятое состояние вещества

Ученые давно подозревали, что любое вещество при огромных давлениях и сравнительно низких темпе-

явил подлинное величие духа в достижении поставленной цели: о Гильберте, Франклине, Вольте, Петрове, Фарадее, Якоби, Ленце и др.

Легко и непринужденно ведет В. Карцев свое повествование. Он успевает доступно объяснить физическую суть открытия и слепить образ ученого, обрисовать историческую обстановку и привести смешную по нынешним понятиям цитату из прессы или переписки столетней давности.

«У одного очень волосатого человека... молния сбрила волосы полосами вдоль всего тела, скатала их в клубочки и глубоко засунула в толщу икряных мышц...»

«Вскоре настанет время, когда и частные дома будут освещаться девушками, вместо того чтобы устанавливать электрические лампы на колоннах. Такая девушка (яркостью в 50—60 свечей) будет сидеть в кресле

гостиной и ждать, пока не позвонят гости. Тогда она включит на себе свет, примет посетителя и проводит в приемную...»

Читатель, интересующийся историей техники, наверняка почерпнет из этой книги массу интересных сведений.

Известно ли вам, например, что Жан-Поль Марат успел написать три книги по электричеству, но в то же время был яростным противником громоотвода? Знаете ли вы, что древний китайский компас состоял из заполненного водой глиняного сосуда, в котором на пробке плавал продолговатый кусок намагниченного железа?

Прочитав вторую половину книги, мы узнаем о том, как физики научились наводить магнитные поля огромной напряженности (25 млн. эрстед!), историю создания ускорителей и о поиске, приведшем к открытию сверхпроводимости.

Новелла, завершающая книгу, повествует о ядерных реакторах.

К сожалению, автор нет-нет да и допустит в ней вольность или неточность. В чем видит В. Карцев коа-соту идеи кольцевого ускорителя? Оказывается, «в глубочайшей технологической целесообразности, ПОДРАЖАНИИ ПРИРОДЕ»! При чем здесь подражание природе? Уверен, что и Лоуренс и Векслер при работе над ускорителями меньше всего думали о природных аналогах.

В другом месте утверждается: на 10 тыс. частей природного урана приходится лишь одна часть ура-на-235. Но ведь на самом деле не одна, а семьдесят!

Наперекор всем физическим законам В. Карцев вдруг присваивает изотопу водорода — дейтерию — звание радиоактивного. А ведь стоит только заглянуть в таблицу Менде-

60