Техника - молодёжи 1970-04, страница 28

Техника - молодёжи 1970-04, страница 28

ниям, на основании которых мы это воздействие предприняли. Следовательно, эти ожидания или предвидения содержат в себе элементы, контролируемые объектом и нашим действием... В этих различных теориях есть, значит, часть объективного»), Ленин утверждает: «Это вполне материалистическая и только материалистическая теория познания».

Попытаемся теперь ответить на вопрос, почему «непонятна» квантовая механика. Это поможет нам найти корни идеалистических выводов, к которым пришли некоторые философы и физики. Если внимательно рассмотреть экспериментальные доказательства того, что электрон, например, есть частица в обычном механическом смысле, то нетрудно убедиться, что эти доказательства весьма косвенные. Скорее всего глубокое убеждение в корпускулярном строении вещества заставило некоторых физиков трактовать результаты опытов с электронами (и атомами) на основе представления о них как обычных механических частицах.

Никто не сомневается в том, что атомы, электроны так же реальны, как и планеты солнечной системы. Но это не значит, что мы можем представить себе микрочастицы как уменьшенную копию астрономических объектов. А раз так, то применительно к электрону или атому вопрос об одновременном определении координат и скорости просто неправомерен. Ведь не всякий вопрос законен. Академик И. Тамм остроумно заметил: «Нельзя ответить на вопрос, какого цвета пулковский меридиан. Но отсюда не следует, что возможности научного познания ограниченны».

Точно так же нельзя ответить на вопрос, какова температура атома. Само понятие «температура» относится к структуре из множества атомов. Для отдельной микрочастицы такого понятия нет.

Теперь мы видим, почему квантовая механика с ее соотношением неопределенности не дает никаких оснований для идеалистических выводов. И если отдельные философы и физики все же делают их, то причины надо искать в социальных условиях и незнании диалектики. На это неоднократно указывал Ленин. А поводом, питательной почвой для «физического идеализма» служит необычность законов микромира.

Ленина никогда не смущала ненаглядность изучаемых объектов, их несоответствие привычным представлениям. Еще на заре развития современной физики он говорил: «...все это много мудрёнее старой механики, но все это есть движение материи в пространстве и времени». Мудрёность, диковинность научных теорий служила Ленину лишним подтверждением диалектического материализма.

Теперь физиков не смущает, что квантовые объекты не поддаются наглядному описанию. Найдена подходящая терминология для новых понятий. Например, в теории твердого тела электрон давно уже утратил свой первоначальный смысл «кирпичика» вещества. Его поведение в металле характеризуют как некоторое «возбуждение», лишь отдаленно напоминающее частицу. Так возникло представление о квазичастицах. -Их теперь в физике много: фононы, экситоны, поляроны, магноны и т. д.

Стали привычными понятия эффективной массы электрона или «дырок» в полупроводниках. Никто не сомневается в том, что они отражают объективную реальность. Эти диковинные понятия тоже подтверждают диалектический материализм. Его подтверждают все достижения теории атомного ядра и создание ядерной техники.

Свыше 60 лет тому назад, анализируя современные ему данные науки, В. И. Ленин пришел к выводу, что «современная физика лежит в родах. Она рожает диалектический материализм». Сейчас можно утверждать: роды, хотя и болезненные, прошли успешно. Все развитие физики наших дней свидетельствует об осуществлении ленинских научных прогнозов.

СОВРЕМЕННИКИ О

ЛЕНИНЕ

XX век проходит под знаком сильнейшего влияния ленинского гения не только в области экономики, но м в области естественных наук. Для этого существует много различных, хотя и связанных между собой причин. Во-первых, сам Ленин испытывал глубокий интерес к фундаментальным философским аспектам наук, особенно физических. Он принимал активное участие в большой дискуссии между атомистами и энергетиками в начале нашего столетия, бывшего периодом острых и конструктивных споров, которые в той или иной форме продолжаются и сейчас. Во-вторых, Ленин настаивал на существовании тесной взаимосвязи между теоретической наукой и практическими достижениями в технике. И в-третьих, эти ленинские мысли и теории должны были быть воплощены в жизнь в новом. Советском государстве, способствуя созданию здесь науки нового типа, тесно связанной с развитием государственной экономики.

Джон Б е р н а л (Англия)

Я хочу подчеркнуть удивительное замечание, сделанное Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм», опубликованной в 1909 г., когда электрон был единственной известной элементарной частицей. В то время, когда весь научный мир склонялся к мысли о существовании неделимых и неизменных частиц, Ленин заявил: «Электрон неисчерпаем».

С. Ф. Пауэлл (США)

Если бы в прошлом генетики смогли оценить и правильно понять общие принципы научного мышления, выдвинутые Лениным, и если бы они следовали этим принципам мышления в разработке научных вопросов, генетика развивалась бы гораздо скорее и плодотворнее иг несомненно, избежала бы многих заблуждений. Вместо этого ее развитие шло медленно, часто по ошибочному пути... Крупные успехи, достигнутые генетикой, несмотря на все препятствия, лишний раз подтверждают правильность тех принципов, на которые Ленин особенно настойчиво указывал при обсуждении научных вопросов.

Лауреат Нобелевской премии Г. Д. Меллер (США)

Я счастлив, что... приветствовал Ленина, как величайшего государственного деятеля Европы, в надписи на одной из моих книг, которую я послал Ленину...

Могу прибавить, что я никогда не упускал случая выразить перед английской публикой мое восхищение Лениным, моя популярность нисколько не пострадала от этого, и я ни разу не подвергся нападкам за мои отзывы о Ленине, а между тем это, несомненно, имело бы место, если бы Ленин оценивался у нас так, как заявляют реакционеры.

Бернард Шоу (Англия)

25