Техника - молодёжи 1970-05, страница 62

Техника - молодёжи 1970-05, страница 62

КТО ПРИДУМАЛ? КТО СКАЗАЛ?

«Правильно называть — значит правильно понимать», — говорили древние. И нигде, быть может, это правило не срабатывало с такой точностью, как в науке. Сколько путаницы, сколько недоразумений, сколько нелепых теорий устранял порой найденный после долгих мучений точный и правильный термин! И не случайно, по-видимому, самые плодовитые, самые продуктивные ученые чаще всего оказывались и неплохими словотворцамй — изобретателями научных терминов.

Мы предлагаем читателям провести самостоятельно небольшое историческое изыскание и выяснить, кто первый ввел в науку следующие, хорошо всем знакомые термины:

1. Энергия.

2. Кинетическая энергия.

3. Работа.

4. Энтропия.

5. Аллотропия.

6. Омическое сопротивление.

7. Экология.

8. Индукция.

9. Электролиз.

10. Катод и анод.

11. Катионы и анионы.

12. Диамагнетики и парамагнетики.

13. Соленоид.

14. Адиабата.

15. Коллоид.

16. Газ.

17. Стехиометрия.

18. Магнитная проницаемость.

19. Электрон.

20. Электропроводник.

шт

МАЛЕНЬКАЯ УСЛУГА ДРУГУ

Английский электротехник

Сильванус Томсон, приезжая в Америку, всегда останавливался в доме своего друга Элиху Том-сона — нрупного изобретателя, одного из основателей фирмы «Дженерал электрик». Следуя ан-

<0 ш о

Э

CU

глийскому обычаю, Сильванус Томсон каждую ночь неизменно выставлял за дверь свои башмаки, чтобы прислуга почистила их. И каждое утро деликатный хозяин, не желая смущать гостя и объяснять ему, что в Америке такого обычая нет, собственноручно начищал эти башмаки. Изумленному сыну, который как-то застал своего прославленного отца за столь необычным занятием, Элиху Томсон назидательно сказал: «Президент Линкольн, живя в Белом доме, сам чистил свои сапоги. Неужели же мне трудно оказать эту небольшую услугу моему хорошему приятелю?»

„ОСНОВАТЕЛЬ ФИРМЫ И ЕЕ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ—"

Элиху Томсон, будучи искусным рукоделом, не мог без боли в сердце видеть валяющиеся на улице медные проводки, шарики, куски металла и стекла. Как-то раз некий адвокат, приехавший впервые в город Линн, неподалеку от завода фирмы «Дженерал электрик» заметил хорошо одетого господина, возившегося в нуче заводского хлама.

«Кто это?» — с изумлением спросил приезжий у старожила.

«А это профессор Томсон — основатель нашей фирмы и ее научный руководитель», — с гордостью ответил тот.

ИЗОБРЕТЕНИЯ,

ПРЕДВОСХИЩЕННЫЕ

МЕЧТАТЕЛЯМИ

Человечество, которое всегда живет в ожидании великих событий, склонно переоценивать как трудности, так и успехи текущего дня. Особенно ярко эта зависимость сказывается в оценке технических достижений. Они нередко представляются нам творением последнего времени, и мы не всегда догадываемся, что вдохновенный взор мечтателей провидел их за много десятилетий. В прошлом веке сенсацию произвело поистине пророческое мечтание французского писателе Де-ла-Роша, который за несколько, десятков лет сумел поразительно точно предугадать фотографию. В своей книге «Жио-фантик», описывая некую выдуманную им страну, он говорил: «Лучи света, отражаясь от различных тел, образуют картины, рисуют образы, отражающиеся на всех полированных поверхностях:

например, на ретине глаза, на воде и на стекле. Обитатели нашей страны стремятся закрепить эти летучие образы; они приготовляют тонкое, чувствительное вещество, посредством которого картины создаются в мгновение ока. Они покрывают этим веществом кусок холста и помещают его перед предметом, который нужно снять. Покрышка эта действует сначала как зеркало, но приготовленный холст вследствие неправильности своего строения удерживает в себе факсимиле этого образа. Этот отпечаток изображения производится моментально. После того холст относится в темное место. Через час отпечаток высыхает, и вы получаете такую картину, к которой по точности передачи не может приблизиться никакое искусство. А вот пророчество русского физика Б. Вейн-берга, профессора Томского университета, который еще в 1914 году писал: «В вопросе сохранения тепла мы очень недалеко ушли от звериных шкур и землянок первобытного человека. Между тем бы

ло бы гораздо рациональнее задерживать потерю тепла телом человека, окружая его непосредственно каким-нибудь источником тепла, — например, вплетая в нити тканей одежды тонкие металлические проволоки и пропуская по ним электрический ток. Такая электрическая одежда, будучи «теплою» и легкою одновременно, могла бы иметь большое значение для матросов, при полярных путешествиях,v при всех работах на морозе и, наконец, могла бы почти исключить отопление жилищ. Мечтал я и о зданиях, сложенных на железной основе из сверхпустотелых кирпичей, почти лишенных теплопроводности, — из стеклянных полых прямоугольных параллелепипедов, из которых выкачан воздух, как у сосудов Дьюара, о светлых, прозрачных, легких зданиях, которые не пришлось бы отапливать, а только вентилировать, о зданиях, в которых солнечный свет (особенно, если стекло будет пропускать ультрафиолетовые лучи) не будет давать жить вредным микробам»

60