Техника - молодёжи 1970-05, страница 64

Техника - молодёжи 1970-05, страница 64

ПЕРВЫЕ ПОЛЕТЫ:

СТРАЖИ И НАДЕЖДЫ

|| емногим более шестидесяти лет назад произошло событие, взволновавшее весь мир, — французский пилот и констриктор Луи Блерио перелетел Ла-Манш на аэроплане. Он не побил ни одного рекорда, лишь 33 мин. аппарат находился в воздухе, но... стало ясно — летательная машина способна пересекать моря, быть средством передвижения, а не только развлекать публику, паря вокруг Эйфелевой башни. И тем не менее не случайно волновалась публика, поджидавшая Блерио на меловых скалах Дувра: минувший 1908 год открыл счет жертвам авиации — погиб американец Селтфридж. В 1909 году разбились трое, и среди них — один из пионеров динамического летания капитан Фербер. Обеспокоенные «ужасными случаями последнего времени», журналисты обратились к признанным авторитетам тех лет с вопросами, суть которых сводится к

одному: «Опасно ли воздухоплавание?»

По-разному ответили авиаторы. Молодцеватость «отважного бразиль-еро» Сантос-Дюмона, трезвая осторожность Мориса Фармана, простительная «аэродинамическая» наивность Феррюса. Пьянящее чувство победы над воздухом, боль первых потерь...

Г отовя материал к публикации. мы намеренно сохранили литературный стиль русского журнала «Библиотека воздухоплавания» за 1909 год, откуда взяты интервью с авиаторами. Рассуждения метров, характерные для тех времен термины xopoulo передают атмосферу, в которой аэроплан доказывал свое право на жизнь.

САНТОС-ДЮМОН:

«Вы спрашиваете меня, опасны ли полеты на аэропланах? Нет и нет! Конечно, при условии обладания легким аппаратом, не могущим вас раздавить и построенным очень тщательно. В воздушном летании не должно быть дешевки.

Действительно, опасны только поломка руля и расстройство в передачах движений. Тогда мы имеем случай автомобиля с поломкой в управляющих движением частях: это серьезно!

Остановка двигателя? Если вы

находитесь над полем, нет никакой опасности Над городом — да!

Поломка крыльев, рессор или других органов — этого не должно быть, так как аэроплан как бы неподвижен в воздухе и не получает ни толчков, ни сотрясений».

ДИК ФАРМАН:

«Полеты на аэропланах не опасны, если они производятся над местностью. где можно спуститься во всяком пункте без опасения сломать машину. Почва может быть твердой или песчаной, но без канав, заборов и других препятствий; летатель свободно может миновать группу деревьев, которые легко заметить, но маленькие препятствия, незначительные на вид, могут вызвать несчастный случай при спуске именно потому, что они плохо заметны по своей незначительности.

Более всего надо опасаться несчастий при спусках в неудобной местности и при ветре, ввиду того, что неопытные летатели спускаются по направлению ветра, причем машина обыкновенно ломается или переворачивается.

В летании всегда находишься в большой зависимости от частей, они могут сломаться, это может случиться даже и с хорошо построенными машинами, но, чтоб уменьшить эти

СОКРОВИЩА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

С. ГРИГОРЬЕВ, доктор технических наук

^^ колько проклятий обрушивалось ^^ на мерзлотный панцирь, покрывающий около двух третей территории РСФСР! Припорошенный сверху тонким слоем почв, он приносит сплошные неприятности. Засасывает постройки, разжижает дороги. И ничего поделать нельзя — трещины земных пород забиты льдом иногда до двухкилометровых глубин.

Между тем эта вечнохолодная толща — аккумулятор несметных богатств, в том числе грандиозных запасов топлива. Как они там скопились и вообще почему верхние слои Земли превратились в рефрижератор и не думают оттаивать?

Внутри планеты благодаря радиоактивному разогреву температура выше, чем на поверхности. На отметке два километра при обычных услови

ях термометр показывает 60° С. Может быть, кое-где тепловой поток из недр ничтожен и земная корка, однажды промерзнув насквозь, застыла навсегда? Конечно, нет. Действует какой-то другой механизм. По-види-мому, дело не обходится без холодного рассола.

Дороги недаром посыпают в гололедицу солью — соленая вода при околонулевой температуре плавит лед. Тяжелая капля рассола пробуравит любой промерзший слой, если только не встретит водонепроницаемой преграды. По ходу погружения лед перед каплей растворяется, а сверху затвердевает снова. Важное условие — ниже должно быть немного теплее, чем выше.

Температура промерзшего грунта около минус четырех на поверхности

Капля рассола, прожигая мерзлотную толщу, оставляет за собой очииценный лед.

62