Техника - молодёжи 1970-07, страница 18

Техника - молодёжи 1970-07, страница 18

слово

УЧАСТНИКАМ ПЛЕНУМА

щенных с самолета, идущего над облаками, — ну, за гору, положим, можно зацепить, а вот поймать живого зайца или черепаху вряд ли удастся». Но если предыдущий, третий, пленум секции прошел в 1966 году, так сказать, под знаком акваланга, то к четвертому были накоплены более богатые наблюдения и выводы, сделанные после экспериментов в подводных домах-лабораториях.

«Мировой флот» исследовательских подводных лодок и аппаратов, насчитывавший в 1960 году несколько опытных образцов, к дню пленума включал в себя более 150 выполненных в металле проектов, в том числе и несколько советских.

И не случайно местом встречи был выбран тихий осенний Г еленджик. Открытие пленума совпало с успешным завершением эксперимента «Черномор-2», который проводился неподалеку от города — в Голубой бухте, на базе Южного отделения Института океанологии АН СССР. Напомним: пятеро акванавтов проработали 14 суток в подводной лаборатории на глубине 24 м. Выполнена интересная гидрооптическая программа, собран ценный материал для физиологов.

Круг вопросов, поднятых во время геленджикской недели, чрезвычайно широк. В этом легко убедиться, прочитав названия лишь некоторых докладов (всего их было без малого 70): «Организация работ по эксплуатации подводных лабораторий», «Легководолаз-ные работы на тралах», «Видимость цветных объектов под водой», «Погружное геологоразведочное оборудование», «Перспективы использования жидкой среды для осуществления легочного дыхания при подводных погружениях», «Изучение запасов речного рака с помощью водолазных методов» и т. п.

Обсуждение некоторых вопросов приобрело острый дискуссионный характер. Так, разноречивыми были мнения о пределе безопасных погружений человека, не защищенного от повышенного давления на глубине. Диспропорция между стремительным развитием подводной техники и относительным «отставанием» физиологов — вот причина того, что разные специалисты называют границы от 40 до 500 м. А ясность тут особенно нужна: ведь, чтобы стать на «ты» с Океаном, исследователь должен знать, какие сюрпризы готовит ему «мир безмолвия», каковы предельные возможности человека, зоркий глаз и пытливый разум которого не заменить полностью никакой технике.

ходят пока четкого истолкования. Глубинные наркозы, снижение умственной работоспособности уже при 3 атмосферах избыточного давления, разрушение костных тканей...

Стало известно, что американский космонавт и гидронавт С. Карпентер стал жертвой довольно распространенного у водолазов недуга — систематической закупорки или спазмы артерий в нижней части берцовых костей. Ни во время погружения в подводном доме, ни после него Карпентер не жаловался на какие-либо расстройства. Видно, речь идет о явлении, незаметном при обследовании сразу же после выхода водолаза на поверхность.

Именно отрицательные последствия, проявляющиеся лишь со временем, заставляют считать путь приспособления человека к глубине негуманным.

40 м — предел для исследователя в водолазном снаряжении.

В подводной лодке разведчики океана в безопасности, как на суше. Глубины погружения в прочном герметическом устройстве не ограничены. Итак — подводная лодка!

Доктор медицинских наук Г. ЗАЛЬЦМАН, Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И, М. Сеченова:

ШЕЛЬФ ДОСТУПЕН ВОДОЛАЗУ

^^ пуски в мягком снаряжении или погружения в же-** стких устройствах?

Первый путь сулит человеку почти «земные» производственные возможности. Конечно, условия на глубине — экстремальные: каждые десять метров вниз — повышение давления на одну атмосферу; температура воды опускается до плюс 4° С...

Второй метод позволил пройти все океанские глубины, но... покоренной можно считать лишь ту, куда ступила нога человека.

В первом случае прогресс освоения Океана зависит, прежде всего, от решения физиологических проблем, от того, насколько удастся сохранить нормальную жизнедеятельность и работоспособность человека.

Во втором — успех дела должны обеспечить дистанционно управляемые технические средства. И пока нет механизмов, способных заменить исследователя, решающее слово за водолазом.

На пути человека к тайнам Океана — три основных физиологических «барьера» (см. вкладку).

МЕХАНОНАРКОЗ. Пока что нельзя точно сназать, в какой форме он проявится у человека: до предельной глубины еще никто не добирался. У подопытных животных нарушаются двигательные процессы. Причина опасных отклонений — повышенное давление газов и жидкости на все поверхности организма. С механическим действием возрастающего давления водолаз сталкивается на самых первых метрах. Если погружаться слишком быстро, давление в полостях организма, заполненных газом (гайморовы полости, легкие и т. д.), не успевает сравняться с наружным. Неэластичные ткани не выдерживают нагрузки — рвутся. Это и есть баротравма.

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ ПРОНИКАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ГАЗОВ дыхательной смеси. Повышается давление — растет и растворимость индифферентных, то есть не усваиваемых организмом, газов в нрови и тнанях. Газы становятся активными наркотическими агентами. Азотный наркоз схож с алкогольным опьянением: нарушаются координация движений и логическое мышление, эмоциональные реакции проявляются слишком бурно, возникают галлюцинации. Гелиевый наркоз вызывает тремор — мелкую дрожь рун и туловища, мимика обедняется, движения скованы, мышцы напряжены.

ДЕКОМПРЕССИЯ. Декомпрессионная (кессонная) болезнь возникает в результате слишком быстрого снижения давления. Индифферентные газы начинают выходить из крови и тканей в виде пузырьков-эмболов. Они закупоривают сосуды, разрушают ткани.

Попытки ускорить процесс выведения газов из организма после длительных погружений не привели к успеху. Пока единственный эффективный метод преодоления декомпрессионного барьера — длительное (недели, месяцы) пребывание человека под давлением. Используется «эффект насыщения». Так, обитатели подводных домов (давление внутри дома равно забортному) проходят долгую декомпрессию всего один раз за многодневный, а порой и многонедельный срок пребывания на глубине — единожды выводится из организма полностью насытивший его индифферентный компонент дыхательной смеси. Работа на глубине становится рентабельной.

Физиологи знают, хотя и в общих чертах, что за опасности подстерегают человека при кратковременных погружениях. А при длительных? Еще не установлено, какой тип отклонений и в какие сроки будет развивать-

18