Техника - молодёжи 1971-03, страница 48У каждого народа (языиа) — свой солнечный символ. разы по отдельным ячейкам «пространства мысли» — словам. Поэтому в структурной лингвистике язык рассматривается как устройство, способное «порождать», «генерировать» отдельные фразы и слова. Каждое подобное «устройство» обладает своей «конструкцией», накладывающей отпечаток на грамматическую форму речи. Совершенствование языка, обогащение внутреннего содержания семантического пространства идет рука об руку с появлением в пространстве образов новых ячеек и перегородок. Этот процесс, как показал крупнейший психолог современности Ж. Пиаже, завершается в нормальных культурных условиях в 11— 15 лет. Только с этого возраста человек способен к логическим умозаключениям и операциям. Способность логического мышления оказывается порождением определенной внутренней организации пространства образов. Можно сказать и так: по мере эволюции пространства мысли меняется его способность производить действия на дальние расстояния и по сложным траекториям. Мы говорим «направить мысль не в ту сторону», «повернуть мысль». Мудрость, бессознательно заложенная в языке, как бы признает, что мысль — нечто вроде векторов в некотором абстрактном пространстве, с которыми допустимо производить механико-математические операции. С возрастом и обучением «мысли ворочаются» по все более сложным лабиринтам. „ЯЗЫК БОГОВ" Существует ли грамматическая система (язык), в наибольшей степени стимулирующая «правильное» логическое, научное мышление? Все языки по мере прогресса меняются в сторону логизации. На первый план выходят грамматические конструкции, выражающие объективные свойства и отношения, выделяются языковые единицы с абстрактным значением. Процессы логизации сначала получили свое завершение в санскрите и древнегреческом, а затем в латыни. Преобразование структуры этих языков происходило параллельно возникновению классической древнегреческой и древнеиндийской культур, начатков научного мышления. Перестройка охватила синтаксис, морфологию и частично лексику, то есть словарь. Один санскрит в устах жрецов, слагавших гимны Ригведы, и другой в произведениях философов, создавших славу индийской мысли. То же самое можно сказать о древнегреческом. В частности, возникла система падежей, на долю которой выпало выражение абстрактных отношений, а «конкретику» взяла на себя система предлогов. Одновременно появились категории единственного и множественного числа, что стимулировало разложение единой категории имени на существительные и прилагательные. Для мировосприятия и мировоззрения это значит очень много. Ибо, подчеркивает американский лингвист Э. Сепир, «реальный мир» в значительной степени бессознательно строится на основании языковых норм данной группы. Мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения. Одним словом, древнегреческий, латынь и санскрит в классической форме приобрели многочисленные прямые средства выражения пространственных и временных отношений, а также категорий субстанции, качества, процесса, цели, причины и т. д. Обладая необходимым словарным фондом и грамматическим совершенством, эти языки — и выкристаллизовавшиеся впоследствии по их нормам французский, английский, немецкий, русский — стали лоиом современной науки и культуры. Еще в конце XVIII века Ньютон написал свои «Математические начала натуральной философии» на латыни, потому что тогдашний английский еще «не дорос». В смысле логизации, то есть в смысле приспособления и потребности выражать отвлеченные идеи, происходило выравнивание по стандарту классических языков. Не случайно тот же санскрит иосил гордое имя «язык богов». И не случайно в Древней Греции мы «дома» — ведь, воспринимая мир, мы смотрим на него сквозь призму эталонных или опорных образов «пространства мысли», а они впервые были выработаны и «впечатаны» в мозг там, на берегах Средиземного моря. СПЕКТР ЯЗЫКОВ Сейчас ясно, что в силу ряда ограничений на правила построения языковых структур существует, как и для изотопического, или «внутреннего», пространства элементарных частиц, лишь ограниченный набор состояний «пространства мысли» и возможно только конечное количество типов языка. И у каждого языка своя логика, свое видение мира. Еще сорок лет назад польский ученый Лукасевич построил трехзначную логику, а вскоре была создана математическая теория логических исчислений, соответствующих любому числу измерений истинности. Традиционная двузначная логика (с двумя значениями истинности: да и нет) — всего лишь частный или «вырожденный» случай логики многозначной, обладающей более широкими возможностями. В принципе можно представить себе живые существа, которые пользуются другой логикой, чем мы. С ними человеку — не исключено — еще придется встретиться во вселенских просторах или даже на Земле (в этом смысле «подозрительны» Дельфин, осьминог, муравей). Быть может, при каких-то обстоятельствах, связанных с особенностями будущей общественной практики и культуры, человек приобретет способность мыслить в рамках недвузначной логики. Ведь пространство образов меняет свою внутреннюю организацию чрезвычайно гибко. Например, при определенных условиях среды у человека удавалось создать впечатление самоочевидности свойств неэвклидова пространства. Сейчас мы, люди, последовательно говорим и опознаем, сканируя образы один за другим. Вместе с тем нет никаких причин, помимо конкретных особенностей нашего физического, физиологического и нервного аппарата, запрещающих опознавать параллельно, скажем, два, три, четыре образа. Делают же так современные ЭВМ1 Б. Уорф, один из авторов известной концепции «лингвистической относительности». считал, что каждый язык по-своему ориентирует внимание на тех или других сторонах действительности, навязывает свой способ членения мира всем говорящим на данном языке. Например, в структуре предложения русского (и любого индоевропейского) языка заложено противопоставление деятеля — подлежащего и Действия — сказуемого, и соответственно все наблюдаемые в мире объекты, описываемые словами, распадаются на две группы: вещи и процессы, пространственные и временные. По мнению Уорфа, отношение субъекта и предиката, а затем закон противоречия и двузначная логика вырастают именно из этого фундаментального деления. 44
|