Техника - молодёжи 1971-03, страница 50НАВСТРЕЧУ XXIV СЪЕЗДУ КПСС ПЕРВЫЙ Михаил АТАМАНЕНКО, журналист Аист Тренирует аист аистят Перед будущим воздушным маршем: На гнезде сюем они сидят И подолгу крылышками машут. А потом кружатся над селом Друг за дружкой птицы молодые. И седой их тренер тяжело Чертит в небе плавные кривые. Отстают уставшие птенцы... Но упорно тянет старый аист. Синь вычерпывая крыльями. Отцы Не имеют права на усталость. г. К л и н ц ы. Брянская обл. I ' Владимир НИКИТИН, еппаратчик Горный кедр А горный кедр за каплю сока, За горсть земли дробил гранит. И вот во лбу его высоком Звезда Полярная горит. Раскрылась крона, как корона, И стал утес ему как трои. Но недра собственного трона Ои взламывал со всех сторон. И зажигал зеленый пламень По свежим трещинам в скале, И превращался мертвый камень В источник жизни на земле. г. Красноярск Юрий ЛИВЕРОВСКИЙ, профессор МГУ Волга Тростник поет. Его настроил ветер — Каспийский ветер, жаркий и сухой. Взлохмаченные ветви ветел Стоят в протоке стенкою глухой. А там, где в ильменях гнездятся птицы, Где шторм вздувает водяную пыль. Погребена хозарская столица — Невиданный, неведомый Итиль. Где пели трубы славу Святославу, Где стрелы падали безжалостно остры. Полынной горечью сегодня дышат травы, В разводьях голубых проходят осетры. Где струги Стенькины строгали ■зводни, Где рассыпались скифские огни. Уходят в Каспий сейнеры сегодня, Встают над городом задымленные дни. История идет дорогой долгой, Ступенями пылающих веков. Но вечно пусть роняет в море Волга Зеленые ладони островов. Москва Любовь АНДРЕЕВА, бетонщица На стройке Мы лежим на асфальтовой кровле И на солнышке греем бока, Кирпичи положив в изголовье. Натянув до ушей облака. Топоры растянулись в сторонке На плите подбородками вниз. Чуть подальше лежат окоренки И две пары сырых рукавиц. И опять за топор и за кирочку. Стройка—гордость моя и злость. Хорошо, что рабочую выучку У тебя проходить довелось. г. Курган Еагений ВИТКОВСКИЙ, студент Теорема Пифагора Красной краской на холодных плитах Под изображением стрелы Рисовал художник неолита Острые, точеные углы. Треугольник, выкрашенный алым, Как неолитический восход, А стрела над ним напоминала Звездолет. Москва Отечественная научная мысль уже давно догадывалась о влиянии условий жизни и культурно-хозяйственной деятельности на антропологический тип. К особо стремительным переменам склонны черты лица н строение черепа. Феномен акселерации сделал очевидным теснейшее взаимовлияние между внешностью человека и его внутренней культурой. насыщенностью информацией. Изменилась знаковая (семиотическая) среда — и резко, иа протяжении жизни одиого-двух поколений, изменился физический облик человека. Очень глубоко, судя по исему, взаимодействие между языком и генофондом (совокупностью наследуемых признаков). Например, когда иранские племена смешались с арабскими н тюркскими пришельцами, то индоевропейский персидский язык явно приобрел «сверхббразиый» акцент. Напротив, если в пределах уральской языковой семьи доля монголоидной компоненты падает ниже 10%, то ясно обнаруживается тенденция к «ин-доевропеизации», охватившая, кстати, раньше остальных эстонский и мордовский. В специальной литературе приводятся статистически достоверные данные, свидетельствующие как о способности генотипа программировать характер языка, употребляемого той или иной группой людей, так и об обратном воздействии языка иа наследственность. В частности, язык способен «очищать» до исходного состояния народ, подвергшийся метисации или смешиванию с представителями других антропологических типов. Язык настолько могуч, что, как свидетельствует история, относительно маленькая этническая группа, им пользующаяся, в ходе метисации может — конечно, на протяжении довольно длительного времени — ассимилировать большую. Единственное условие — генофонд малой группы не должен перегружаться примесями инородных элементов сверх некоего предела, за которым наступает деформация языка и вообще семиотической среды. Сам предел, или «порог», по-виднмому, зависит от того, сколь жестко господствующие социальные институты следят за соблюдением традиционных норм быта и языка. Чем устойчивее и тверже проводится эта программа, тем выше «порог». Отсюда ясна роль культурной традиции в сохранении генетической преемственности народа. Именно благодаря указанному механизму происходила в прошлом и протекает сейчас культурная и генетическая ассимиляция и стандартизация национальных и расовых общностей. В этом смысле типичный пример — становление русского народа. На огромных пространствах Восточной Европы жили многочисленные угро-финские и монголоидные племена, среди которых терялась горстка славян-колонистов. 46
|