Техника - молодёжи 1971-04, страница 52

Техника - молодёжи 1971-04, страница 52

абстракция, в ней точно представлены лишь некоторые аспекты реальности. Не зря ведь руководители крупных фирм устраивают так называемые промышленные игры, порой очень напоминающие «казаков-разбойников)». Правда, используется Э8М. Такая игра тренирует ум, оттачивает его.

Непосредственность, непредубежденность игровой ситуации порой становятся залогом рождения великого открытия. Дети инков, например, забавлялись миниатюрной тележкой. Но взрослые инки так и не изобрели колеса. Дети и дельфины — эта параллель не случайна, в ней сокрыта тайна становления разума. Именно играя, те и другие 4 постигают мир.

И тут задумываешься: не воспринимает ли дельфин «строевую подготовку» или обучение цирковым I номерам, навязанные ему, как некую игру, которая поможет добиться взаимопонимания с человеком? Иными словами, .не пытаются ли китообразные вот уже многие века наладить разумный контакт с человечеством?

НАПРАВО ПОЙДЕШЬ— В ДЕЛЬФИНЫ ПОПАДЕШЬ

Зачем дельфину столь крупный и сложный мозг? Конечно, не для того, чтобы только ловко плавать и есть.

Можно предположить, что предки дельфина вернулись в океан по «зову крови». Считается, например, что внуки обычно идут дорогой дедов — своего рода закон третьего поколения. А может быть, все дело в каких-то космических катаклизмах, коснувшихся Земли и заставивших животных искать спасения в воде. Ведь именно 65 млн. лет назад с Земли внезапно исчезли динозавры. Наконец, чем была суша в те времена: крошечными островками в бескрайнем просторе Мирового океана. Могло случиться, что на этой малой земле кому-то не хватило места.

Кто знает, может, предтечей человека и дельфина было одно и то же существо: подняв с земли палку, оно проделало грандиозный путь земной эволюции и стало человеком; вернувшись в море, оно стало дельфином. Но разумность человека легко объяснить: труд, необходимость приспосабливаться к изменчивой

4. Планка взята! «Брумель» среди дельфинов легко преодолевает 4-метровую высоту.

5. С загадочной улыбкой Джоконды дельфин плавно делает «па» под звуки штраусовского вальса.

о. Маркиз де ля Пуап с женой Ириной. Рядом, в воде, их любимец Сплэш.

среде. Иное дело дельфин. Вернувшись в лоно предков, он мог жить как рыба в воде. Там животное невесомо, и, чтобы мчаться в любом из трех измерений, ему достаточна сила его мышц, ни к чему ему ни самолет, ни ракета. Весь гидрокосмос— его дом. Имея такое равновесие со средой, дельфин эволюционировал по принципу: «вторая природа» в самом себе. Ему нет надобности создавать искусственную среду в виде макротехники. Микротехническое самоусовершенствование — вот его путь. И все достижения этой цивилизации в каждом из индивидов.

ПАТЕНТНОЕ БЮРО ДЕЛЬФИНА

Представьте себе двух атлетов на дистанции в несколько тысячелетий. Неутомимых, бегущих все быстрее. Один стремится наращивать скорость за счет совершенствования своего тела. Другому разрешено пользоваться лишь теми средствами передвижения, которые он сможет придумать. И вот кто кого?

Результаты «соревнования» просто поразительны! Первый имеет десятикратное преимущество перед вторым. «Природа сконструировала дельфина много совершенней и лучше, чем человек подводную лодку или торпеду», — комментирует известный специалист в области гидродинамики Джеймс Грей.

Выдающиеся скоростные качества дельфина использовали еще, согласно мифам, великие боги древних греков. Грозный повелитель моря Посейдон правил подводным царством, восседая на спине дельфина или разъезжая в упряжке из дельфинов. Если бог спешил, то сам превращался в дельфина.

Ученые попытались установить технико-экономический эффект движения дельфина — и получили так называемый парадокс Грея. Оказывается, мышечная система дельфина в состоянии развивать мощность лишь в 7—10 раз меньше той, какую предписывает ей гидродинамика. Значит, дельфин может каким-то неведомым нам образом увеличивать эффективность своего передвижения в воде.

И только одно заимствование — замена металлической обшивки на каучуковую, близкую по свойствам к дельфиньей коже, позволило сразу же увеличить скорость, например, торпеды на 60%! Патент на это получил немецкий инженер Макс Крамер.

Нелишне напомнить, что Крамер — сподвижник Вернера Брауна — создателя ФАУ-2 и современных американских космических ракет. И этот интерес ракетчиков к дельфину закономерен.