Техника - молодёжи 1971-09, страница 44

Техника - молодёжи 1971-09, страница 44

А шахматист был совсем не мал ростом и довольно зауряден. Гениально придумана была средняя из трех дверей.

автоматов

Л. ТЕПЛОВ, инженер Рис. автора

Сенсация! Шахматный робот Кем-пелена не машина! Внутри спрятан урод, карлик, гениальный шахматист!

старых

Вокансон знал, что автомат, часто повторяющий одни и те же движения, очень проигрывает внешне, и потому постарался разнообразить программу и растянуть ее во времени. Выступы барабана нажимали на подпружиненные рычаги, которые натягивали тросики и заставляли утку нагибать и поднимать голову, хлопать крыльями, крякать и проявлять невоспитанность.

Жак Вокансон, вероятно, участвовавший в сочинении подложной картинки, умер в 1782 году, а тайна утки сохранялась более ста лет. Сравнительно недавно были обнаружены фотографии, сделанные в Нижнем Новгороде после пожара. На снимках запечатлен пустой обгорелый скелет знаменитой утки.

Секрет шахматного автомата был раскрыт гораздо раньше — в 1821 году. Сам Кемпелен к тому времени уже умер, кукла переходила из рук в руки, и кто-то проболтался.

Оказывается, в ящике сидел не инвалид и не карлик, а самый обыкновенный человек. Фаркаш Кемпелен тонко рассчитал последовательность показа устройства куклы. Сначала он снимал с турка одежду, и все видели, что туловище его полупустое и только от рук идут тяги в шкафчик. В тот самый шкафчик, где прятался помощник фокусника.

Затем Кемпелен выдвигал нижний ящик, в котором лежали шахматы. Помощник подтягивался на руках, припускал под собой заднюю стенку ящика и преспокойно усаживался за ней, ожидая, пока положат доску и расставят фигуры.

Открывали маленькое, левое отделение шкафчика. Помощник нагибался — возможно, в этот момент один

из рычагов подпихивал его в спину, и если он не успевал нагнуться, то дверка не открывалась. Теперь ноги помощника были за выдвижным нижним ящиком, а тело — в правом, большом отделении. Зрители могли видеть, что в малом отделении никого нет, только торчат какие-то непонятные приводы.

Напряжение зрителей достигало предела: ведь должны были показать большое отделение, где, по слухам, находился чудо-карлик. Кемпелен широким жестом распахивал две створки дверок. При этом левая створка как бы случайно закрывала уже просмотренное отделение. Помощник выпрямлялся, и туловище его оказывалось в малом отделении. Большое, естественно, было пустым, если не считать знакомых рычагов да кулачков.

Кемпелен не торопился — он позволял одураченным зрителям вдоволь таращить глаза на пустое правое отделение шкафчика; если же кто-нибудь решал снова заглянуть в левое, для этого приходилось отвернуть загораживающую его левую створку дверцы. Рычаг приводился в действие и толкал помощника под спасительную сень захлопнутой левой створки.

Насладившись всеобщим замешательством, Кемпелен закрывал дверцы и задвигал нижний ящик. Помощник, пропустив под собой заднюю стенку этого ящика, разворачивался между рычагами и до половины корпуса влезал в куклу. Внизу стояла удобная лавочка, так что он устраивался с комфортом. Через прорези на груди турка, затянутые тонким прозрачным шелком, помощник наблюдал за доской. Свои руки

он просовывал в руки куклы, пальцы вставлял в колечки, прикрепленные к шнуркам. Потягивая те или иные шнурки, можно было заставить кисть турка сжиматься или разжиматься. Шнурки и рычаг, подталкивающий нерасторопного помощника в спину, были единственными действующими механизмами в знаменитом автомате — все остальное декорация.

Конечно, Наполеон был хорошим шахматистом, и в обычных условиях его вряд ли обыграл какой-то заурядный помощник фокусника. Вдобавок он был могущественным императором, что тоже не прибавляет партнеру уверенности. Тем не менее исторический факт: автомат выиграл партию у знаменитого полководца. И не удивительно — психологическое преимущество было на стороне иллюзиониста: перед безмозглой куклой император явно терялся и делал непростительные промахи.

Семь человек признались, что они играли внутри автомата. Вот их имена: Альгейер, Вейле, Вильяме, Льюис, Александер, Муре и Шлумбергер. Все они были рослыми парнями и шахматистами посредственных способностей.

Зато Фаркаш Кемпелен был действительно гениальный механик. Трюк, изобретенный им, до сих пор (правда, в иных вариантах) широко используется фокусниками всего мира; кроме того, он построил чудесные фонтаны в парке Шенбрунн в Вене, составил проект грандиозного канала Дунай — Адриатическое Море и соорудил машину, говорящую человеческим голосом, — на сей раз безо всякого подлога.

Но это уж другая история.

41