Техника - молодёжи 1971-10, страница 22Работа с мономерами таит еще ряд сложностей и чисто технологического характера — тут и давления, и температуры, и неудобная последовательность операций — все это в заводской практике удорожает и замедляет производство, а зачастую и не позволяет применять новейшие достижения хиъ£ии. Берлин и его сотрудники пришли к мысли отказаться от непосредственного превращения мономеров в полимер. Что, если вдвинуть между мономером и полимером, между газовой молекулой и готовым предметом некое срединное вещество — неядовитое, нелетучее, невзрывоопасное и не требующее высоких давлений, сложных обогревов и вообще очень неудобных методов работы? Так возникли «олигомеры». «Оли-гос» по-гречески значит немногий. В молекуле олигомера немного мономеров, они уже слепились друг с другом, однако окончательной завершающей степени' полимеризации еще нет. Олигомер — это, кулинарно выражаясь, полуфабрикат для производства полимера. Олигомер невзрывоопасен, неядовит, он не газ. Жидкость, по консистенции подобная глицерину или меду, заливается в форму. В этот момент она состоит из коротких молекул, нитей, не вступающих в связь друг с другом. Теперь надо нарушить это равновесие. Надо, чтобы произошла, так сказать, «большая полимеризация», то есть чтобы короткие олигомеры сцепились один с другим и образовали цепочки или сетку с тем количеством атомов, которое задано. Это сложная и трудная задача. Однако решить ее можно. Для этого существуют системы процедур. Дозы тепла (небольшие), дозы излучений (умеренной силы), наконец — дозы «лекарств» (например, перекисных соединений) — ив каждой молекуле олигомера раскрываются химические связи, они ищут насыщения, олигомеры сцепляются один с другим, и вязкая жидкость превращается в твердое тело. Уметь руководить этим процессом, ускорять его или замедлять, прекращать в нужный момент — значит изучить его кинетику — протекание во времени, то есть видеть невидимое, внедриться мыслью в вещество и управлять микромиром из макромира, как управляют луноходом на Луне с Земли. Ученые, показывавшие мне свои работы — части каких-то лопастей, округлых кузовов, невесомых балок на текстильной основе из стекла, — сказали мне, что сейчас, в начале 70-х годов, они чувствуют себя, так сказать, в преддверии чудес. Диапа- БОРИС АГАПОВ Совсем недавно в лаборатории Альфреда Анисимовича Берлина я наслушался чудес. Это был институт, расположенный на вершине академического знания, так что тут я находился как бы возле той ножки «циркуля», которую мы обозначили как наука, и вместе с тем именно тут мне и показывали сугубую технику — лопасти, крылья, шестерни, — как будто это и не Акаде-демия, а заводской цех. Берлин искренне хотел возможно проще объяснить мне те научные идеи, которые легли в основу его работ, и, чтобы меня вдохновить, придумал даже милую легенду о том, будто первый толчок обратиться к пластическим массам он получил в юности от моей книжки, выпущенной в начале 30-х годов, в каковой книжке были рассказаны всякие радужные перспективы новой области индустрии. Однако его научные идеи оказались не поддающимися популяризации, и мне придет- Окончание. Начало в предыдущем номере. ся передать их очень грубо и очень приблизительно. Известно, что исходным «сырьем» для полимерных материалов служат маленькие молекулы примитивного строения, именуемые мономерами. При неких условиях в некий момент эти мономеры начинают слипаться в большие, очень большие и даже огромные молекулы и получают совершенно новые физические свойства. Они становятся или жидкостями, или эластичными вещестами типа каучуков, или очень прочными, твердыми материалами вроде органического стекла, материалов, из которых делают рулевые баранки, телефонные аппараты, даже ответственные части самолетов и т. д. Подобного рода прямое превращение мономеров в готовую вещь имеет много неудобств. Мономеры в большинстве случаев токсичны, то есть, говоря по-русски, ядовиты, вредны для здоровья работающих. Затем они летучи, так сказать, пребывают в состоянии невесомости, так что обращаться с ними трудно. Кроме того, они взрывоопасны, а это уж совсем плохо для производства. 20
|