Техника - молодёжи 1971-11, страница 26

Техника - молодёжи 1971-11, страница 26

В. Н. ТРОСТНИКОВ, Человек я информация. М., изд-во «Наука», 1970.

ФОРМУЛЫ И ДОСТУПНОСТЬ

Прежде чем купить книгу, ее обычно листают. Делается ото в спешке, у прилавка. За несколько секунд, в лучшем случае — минут, под взглядами продавца, подталкиваемый и сзади и с боков, покупатель должен оценить содержание книги, степень ее доступности, полезность, просто развлекательность. «Лакмусовой бумажкой» обычно служит имя автора. Но если оно ничего не говорит, а на пролистываемых страницах мелькают математические формулы? Это настораживает, ибо по укоренившемуся убеждению в научно-популярной книге формул быть не должно. Формулы-*- это язык немногих; они предполагают предварительные знания, на" столько глубокие, что физическая суть излагаемого сразу же предстает в конкретном виде (наподобие того, как композитор, читая ноты, слышит музыку). Искусство популяризатора будто бы в том и заключается, чтобы

переводить эти символы в легко представляемые образы и рассказывать о них языком простым, доступным, бы-строусваиваемым.

Уже потом, купив книгу В. Трост-никова «Человек и информация» и начав читать ее, я прежде всего подумал о том, как порой поверхностно-примитивны наши представления о законах того или иного жанра, вида искусства и как произведение, автор которого мало заботится о канонах, зато мыслит широко и свободно, являет собой резкий и решительный подъем над стандартным, но привычным уровнем.

В чем же главная идея этой книги, почему первые же ее страницы покоряют и захватывают, к формулам приходишь уже вполне подготовленным, и они предстают вовсе не свидетельством авторской беспомощности, а доказательством искусства популяризатора высшего класса.

Автор рассматривает теорию информации не как отрасль техники, и не как отрасль математики, и не как разновидность логики, а всесторонне и многопланово — как ступень человеческого познания. Отсюда разговор о философии науки, отсюда и фразы, звучащие как определения. Автор не торопится популярными словами излагать суть описываемого предмета; он начинает как бы с вещей отдаленных — случайности или не случайности сделанного Шенноном открытия, и вообще о том, что такое открытие и каковы должны быть «человеческие» свойства открывателя. «Открытие Шеннона является открытием не

фактическим, а теоретическим. Он соединил известные элементы в таком сочетании, которое позволило сильно расширить область познания. Для этого нужны были все качества гения: ясность и логичность мышления; интуиция; стремление к конкретности и к доведению всякого рассуждения до конца, до количественного результата». Автор не прочь порассуждать и о том — права популяризатора дают ему эту возможность, — что так называемых «чистых» ученых обычно не интересует, — широком распространении введенных ими терминов и понятий, модой на них. «Подавляющее большинство «ультрасовременных» разговоров об информации оказывается лишь видимостью знания, а не настоящими знаниями, претенциозным и эффектным пустословием...» «Нужно решительно расстаться с иллюзией, будто терминология уже есть наука... В корне неверным является взгляд, будто термин стоит выше обычного житейского слова...» И далее: «Возникает та самая иллюзия понимания... которая много вредней признаваемого непонимания». Увы, как часты случаи, когда за терминами не стоит ничего, и как не сказать спасибо автору, который не то чтобы «приземлил» очень сложный специальный вопрос, а на очень удачном примере показал, что самая абстрактная теория имеет массу бытовых, будничных точек приложения. Зато, начиная уже непосредственный рассказ о теории информации, Тростников сразу излагает главное и лишь затем начинает его объяснять. (Плохие популяризаторы обычно поступают на-

ВРЕМЯ ИСКАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ •

1. драгоценности, упавшие с неба

Похоже, что на снимке, представленном на 2-й странице обложки, запечатлена пригоршня драгоценных камней. Но это всего лишь поперечный разрез градины, сфотографированный в поляризованном свете. Структура — ядро и окружающие его слои — может рассказать об условиях, подготавливающих выпадение града.

я. под лучом

лазерного фонарика

Во многих странах мира нашли применение советские инструменты с натуральными и синтетическими алмазами. В качестве лупы, помогающей рассмотреть алмаз и удостовериться в его высоких качествах, ныне используют лазер. На фото как раз и запечатлен момент, когда багрово-красное излучение прибора заиграло

на алмазных гранях — проводится спектральный анализ очередного образца.

3. берегите блеск мундира

В самом деле, блеск не такое уж бесполезное свойство одежды, особенно когда речь идет о костюме пожарника. Блестящая поверхность лучше отражает тепловые лучи. А чтобы сохранить блеск на длительное время, ткани пропитывают быстросохнущими смолами вроде циклолака, который обладает хорошей термической стойкостью.

4. „свет мой зсткальце, скажи...1'

Конечно, зеркальце ничего не скажет, но специалисты по электронике, глядя в него, делают любопытные предсказания. Ведь на фотографии — элемент памя

ти электронновычислитель-ной машины.

У мозга человека пока больше преимуществ перед ЭВМ: он способен решать очень общие проблемы, хорошо отфильтровывает информацию, результат редко бывает бессмысленным при отказе элементов, сеть их взаимодействия гораздо богаче, чем у машины, наконец, емкость памяти мозга в десятки раз больше. У ЭВМ тоже немало достоинств, человек не в состоянии состязаться с нею в скорости ввода и переработки информации. Однако авторы недавно вышедшей книги «Человеческие способности машин», приведя сравнительную таблицу с точными количественными характеристиками, делают многозначительное примечание: «Данные, относящиеся к ЭВМ, особенно в том, что касается емкости памяти, изменяются очень быстро».

ft. секреты янтарной технологии

«Электрон» по-гречески означает «янтарь», и это

первоначальное значение слова приходит на ум, когда смотришь на красивые, янтарного цвета отблески, которые дает сварка в глубоком вакууме. Детали сваривает именно пучок электронов.

в.визитная карточка планеты

Одна из самых необычных картин, которые принесла нам космическая эра, — это вид нашей собственной планеты из космоса. На снимке — двуцветный бело-голубой ореол, окружающий Землю.

7. украли облако

В американских штатах Аризона и Колорадо выпадает слишком много снега. В других местах осадков временами бывает меньше обычного. И обиженные штаты стали обращаться в суд, обвиняя соседей в «краже облаков». В последние годы рассматривалось шесть таких дел. Видимо, судьи

24