Техника - молодёжи 1972-03, страница 54на открытие первого кинотеатра изобретатель кинематографа ЛуйДюмьер пригласил известного в те времена иллюзиониста Георга Мелье. Нёск<^н>^о минут необычного зрелища — примитивнейшей «живой фотографий -> настолько поразили «мага», что он решил расстаться с ареной и I □ j гить себя новому «техническому средству воздействия». Мелье конструирует с оч»' 1й аппарат, который одновременно служит ему проектором. Йовоиспечей^ому изобретателю, как это часто бывает, помог «его вели-Х^чеетво случай>цПо неопытности он дважды экспонирует одну и ту же пленку, а проявив ее, получает новое подтверждение своей вере в кинематограф. Оказывается, можно творить чудеса без классических атрибутов «оригинального жанра» — обманных пассов и «волшебных» палочек — достаточно снять на одну и ту же пленку несколько различных событий. Так началась комбинированная киносъемка, ставшая теперь боевым средством художественного и технического арсенала кинематографа. А. АЛЕКСАНДРОВ ТЕХНИКА ЗА ГРАНЬЮ ФАНТАСТИКИ Обман, которого ждут миллионы «В кнно все так же реально, как в жизни». Под этим девизом, собственно, и зародился кинематограф. Увидев людей иа белом полотне, первые зрители заглядывали за экран: не розыгрыш ли это? Прятались под скамейки, когда с экрана стреляли. Убегали из зала, «спасаясь» от приближающегося поезда. Кино было настоящим чудом. Но чудеса недолговечны. Вот почему изобретатель кинематографа Люмьер, приглашая иа должность первого киномеханика одного зуава, даже нзвннялся перед ннм: «Мы ведь предлагаем вам занятне без всякого будущего, что-то вроде профессии балаганщика». Однако Люмьер ошибся: будущее его детища оказалось блестящим. К тому же нэ зрелища кинематограф давно превратился в искусство. И чтобы донести до зрителя то главное, что отличает творение художника от поделки ремесленника, создатели фильмов нередко пользуются уникальным свойством кино — возможностью воспроизвести любую ситуацию, которую только может породить воображение... Мы в просмотровом зале «Мосфильма». Заместитель начальника цеха комбинированных съемок Я. Лисян-скнй знакомит нас с производством фильмов. В кинопроекторе — лента, рассказывающая о съемке картины «Красная палатка». Хроника: генерал Умберто Нобнле прощается с друзьями; церемония старта дирижабля «Италия» на Северный полюс. Вот наконец игровой кусок — мы узнаем известных актеров в ролях членов экипажа. Ничего не скажешь — похожи! Все в порядке и с интерьером — гондола дирижабля выглядит именно так, как мы ее себе представляли... Впрочем, стоит лн удивляться — гримеры н бутафоры знают свое дело... «Италия» над Северным полюсом. Нобнле приказывает сбросить на льднну итальянский флаг и повернуть корабль обратно — портится погода. Огромный корабль, еле видимый в разрывах тумана, величественно разворачивается... И вдруг.. Вдруг происходит нечто неожиданное. Откуда ни возьмись на экране появляется ослепительно сннее, летнее море. Льдины и торосы превращаются в... куски пенопласта. Туман — в дым шашек. А «Италия»... «Италия» — это всего лншь модель, движущаяся по тросу, натянутому меж двух вышек. Что скрывать, мы н не предполагали, Классический пример рирпроекции — съемка голливудского фильма «Кинг-Конг». На макете купола небоскреба — обыкновенная обезьяна, играющая роль исполинского чудовища. Заранее отснятые самолеты проецируются на экран. Городской пейзаж изображен на стекле. Гак снималась «кошмарная» сцена из нинофильма «Цирк»: актер в клетке со львом. Разделяющую решетку удалось замаскировать благодаря необъемному «видению» кинокамеры. На ладони великана стоит человек нормального роста. Рука — живая, это видно по движениям. «Чудом» мы обязаны способу перспективного совмещения. ЦЕНОЙ ОБМАНА 52 |