Техника - молодёжи 1972-03, страница 55

Техника - молодёжи 1972-03, страница 55

что для съемки фильма была снаря-жена настоящая полярная экспедиция, построен всамделишный дирижабль... Но чистая работа, удивительная «реальность» происходившего на экране в контрасте с показом съемочной «кухни» произвели впечатление

Часто ли прибегают к комбинированной съемке? Ведь немало «киношных» ситуаций, которые проще снять на натуре, нежели тратить массу времени н денег на кропотливую работу с макетами, муляжами, удушливыми «туманами»...

Вместо ответа мосфнльмовцы начали вспоминать — снимали корабль в бурю, а она бушевала «не по сценарию», волна не окатывала актеров, когда надо, зато заливала объективы камер. Пришлось все переснимать в в бассейне. Бутафорское судно раскачи

вали вручную, актеров окатывали водой из брандспойтов... Рассказали нам о кинооператоре, который лез в кратер бурлящего вулкана. А потом получил те же, но более Эффектные кадры, отсняв... кипящую кашу.

— Выходит, игровой кинематограф — это сплошь н рядом обман? Правда, обман, которого ожидает сам зритель?

— Нет, не согласен, — отвечает оператор н постановщик фильмов И Фелнцын. — Кинотрюки я бы назвал иллюзиями, а кашу работу сравнил бы с искусством фокусника, иллюзиониста. А разве актер, играя Александра Невского или Суворова, не «обманывает» вас? Дело в том, как н какими средствами создавать иллюзию — гримом, перевоплощением, наконец, чисто техническим трюком.

Неизбежности странного мира

Иногда, несмотря на большие затраты, фильм снимается на натуре: в атаку ндут настоящие танки, самолеты, горят и рушатся взаправдашние дома. Стремясь к абсолютной достоверности, так поступили создатели «Битвы за Англию». Съемки другой батальной картины, «Адмирал Нахимов», велись в основном «а моделях— совсем не просто заново построить флотилии времен Крымской войны. И уж вовсе не обойтись без кинотрюков в фнльмах-сказках илн в реа-лнстнческнх кинокартинах там, где по сценарию «предусмотрены» пожары, аварнн, стихийные бедствия. А раз так, то постановщикам и актерам приходится работать в странном, удивительном мире подделок и моделей.

Три извечные стихни — вода, огонь, воздух. Но как необычно ведут они себя в съемочных павильонах! Море под макетом корабля в бассейне — какое оно неподвижное, свинцовое! Валы и пену за кормой приходится создавать, подавая воду под давлением. А огонь? Немасштабные языки пламени выдают макет, как говорится, с головой. Даже воздух, и тот оказывается предателем: маленькие пространства не передают ощущения дали. Приходится заменять его... водой, а облака в ней делать нз ляписа н соли.

Но где же здесь место для человека? Как ему, живому существу, играть в этой условной среде? Часто поступают следующим образом: снимают фон (условный или реальный), а уж затем, перед экраном, запечатлевают актера. Не выходя нз студни, он действует на фоне гор, пропасти, вулкана. Это называется способом рирпроекцин. Но, как ни искусно сочетают два плана, часто актер и фон — каждый сам по себе. Да н условия съемки нелегки, приходится работать лишь при боковом освещении, иначе на экран упадут тени.

Рирпроекцня хороша, если главное действие разворачивается на переднем плане, а фон — так, для «антуража». Вспомните: герой фильма стоит у окна вагона, мимо пробегают леса, села, города...

Другой, тоже традиционный, кино-обмаи основан иа иллюзии зреиия. которая хорошо описана в рассказе Эдгара По «Сфинкс». По невидимой паутине, натянутой между героем и окном, ползет бабочка «мертвая голова». Глазу она кажется чудовищем на вершине совершенно реального холма на горизонте.

Это точная схема трюка. Нужно посадить дюжих солдат на модель танка? Пожалуйста. Актеры располагаются вдали на площадке, а крохотный танк ставят перед объективом. Люди н модель движутся так, что иа пленке все -зыглядит как одно целое. Наводнение на площади старинного итальянского города? И это возможно. Перед аппаратом ставится стекло с фотографическим изображением зданий, мостов, соборов, за ним аквариум с моделями домов, дальше — люди: в итоге видны город н спасающиеся на крышах жители.

Это куда проще, чем снимать натуру. Актеров можно превращать в лилипутов нли великанов, если располагать нх на различном расстоянии от съемочного аппарата, а даль стушевать. Так было в сцене боя Руслана

В этом кадре — сразу несколько «кнночудес»: дорисовка на стекле, макет и перспективное совмещение.

с Головой, так поступили в фильме «Золотой ключнк»: папа Карло стоял у объектива, а куклы (нх играли люди) двигались вдали. Но чтобы «вырвать у зрителя жало сомнения», в мастерских изготовили гигантские ботфорты папы Карло и огромные столы. Рядом с ннмн актеры и впрямь выглядели крохотными.

В съемках сцен, связанных с риском для актеров, применяют другой метод. Одно дело — заставлять шофера по многу раз заезжать на край пропасти так, чтобы свешивались колеса. Совсем другое — аккуратно поставить

ОБРАЗ

ЕРНЫ И...

63