Техника - молодёжи 1972-04, страница 25

Техника - молодёжи 1972-04, страница 25

— Ныне много пишут о генетике. Некоторые авторы, в том числе и ученые, иногда заявляют, будто человечество, как биологический вид, клонится к угасанию. Чем вызван такой пессимистический прогноз?

— В основном указанием иа якобы ослабленное действие естественного отбора. Ведь современная медицина сохраняет жизнь миллионам людей, которые в условиях полудикого существования, конечно, не выжили бы. Потому-то и появились утверждения, что в новых поколениях становится все больше людей, отягощенных различными наследственными недугами и дефектами. Накопление вредных генов будто бы и ведет к постепенному вырождению человеческой расы.

Иные сторонники этой точки зрения идут еще дальше. Они утверждают, что общество якобы расслаивается иа группы генетически «ценных» и «неполноценных» людей. Носители разных типов генов дают начало разным классовым группировкам. А раз так, то никакая социальная среда не исправит биологических пороков «неполноценных» классов. Политическая направленность подобных утверждений совершенно явная: они призваны отвлечь людей от борьбы за лучшую жнзнь.

Давайте разберем эти доводы по порядку. Действительно, биологи оперируют понятием «генетический груз». Он есть у самых различных видов животных и растений. В ходе эволюции в наследственном аппарате отдельных особей происходят отклонения, называемые мутациями. Без иих ни одни вид не смог бы приспосабливаться к меняющимся условиям существования Но мутации, как известно, бывают не только полезными, но и вредными. На свет появляются существа с врожденными дефектами— плата за сохранение вида в целом.

Обычно уровень генетического груза стабилизируется. Ои высок, если

Н. ДУБИНИН,

академик, лауреат Ленинской премии

ЧЕЛОВЕК

завтрашнего дня.

Каним он будет?

Известный советский ученый отвечает на вопросы корреспондента журнала Г. МАКСИМОВИЧА

отбор отметает всякую изменчивость, а это чаще всего бывает у диких животных и растений. У них большая часть мутаций вредна.

В человеческом обществе ситуация иная. Конечно, и люди приносят генетические жертвы. Наследственные дефекты разной степени есть у 4% детей. Но при сохранении современного темпа мутаций уровень генетического груза не увеличится ии в каком из будущих поколений. Надо только охранять генетические структуры от вредных воздействий.

Остальная часть мутаций создает огромное, ни с чем не сравнимое разнообразие по группам крови, цвету волос и глаз, строению наружного уха, формам носа и т. д. Изменчивость этого рода людям нисколько не угрожает.

Перед многими наследственными заболеваниями медицина пока бессильна. Но сторонники теории биологического угасания не учитывают, что больные люди оставляют в среднем меньше детей, чем здоровые. При такой тенденции рост числа вредных структур гена — аллелей — может идти только под влиянием наследственных изменений. Теоретический расчет показывает, что аллели будут концентрироваться настолько медленно, что смогут оказать сколько-нибудь заметное влияние лишь через тысячи поколений.

Вот один из многих возможных примеров. Из 10 тыс. людей один бывает альбиносом — у него нет пигментации кожи, волос и радужной оболочки глаз, так что просвечивающие кровеносные сосуды делают глаза розовыми. Удвоение концентрации аллеля альбинизма за счет мутаций может произойти лишь через тысячу .юколений, то есть примерно через 25 тыс. лет. По истечении этого срока на 10 тыс. человек будет приходиться 4 альбиноса. Чтобы все люди переняли их черты, потребуется время, в 100 раз большее, — 2.5 млн. лет. Да и то лишь теоретически. Ведь

На снимке:

человеческие хромосомы

— носи-

тели наследственных

своиств

организма (увеличено в

3 тыс.

раз).

иа деле мутации распространяются ие только от нормы к альбинизму, но и в обратном направлении. Так что огромный период надо увеличить еще в неопределенное число раз.

Так обстоит дело с аллелем, ие подверженным действию естественного отбора. А иа носителей вредных генов отбор, как мы видели, распространяется. Поэтому даже нельзя и говорить о каком-то завоевании человечества мутантами. Я совершенно уверен: в будущем мы научимся справляться и с тем минимальным эффектом, который мутации дают через 10—20 тыс. лет.

Совершенно ясно: ни медицина, ии повышение жизненного уровня не подтачивают наследственного здоровья рода человеческого.

— Николай Петрович, а как вы относитесь к утверждению о том, что целые общественные группы формируются из людей с неполноценными генами?

— Эта идея тоже ие имеет под собой никакой научной основы. Развитие человеческой культуры ие опирается иа какие-либо отклонения в генах.

На базе естественного отбора наследственных программ у вида гомо сапиеис появился развитый мозг, в процесса труда сформировалось сознание. Оно, в свою очередь, стало движущей силой фантастически быстрого духовного развития человека. Этот стремительный процесс и перенял эстафету у медлительной в своих темпах эволюции. Как только эстафета была передана социальному прогрессу, люди перестали нуждаться в услугах биологического эволюционного механизма.

Посудите сами. Только за последние 2 тыс. лет в интеллектуальном

23