Техника - молодёжи 1972-11, страница 20

Техника - молодёжи 1972-11, страница 20

чьман ПЕРВОПУБЛИНАЦИЯ

ЧТО ТАКОЕ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА?

ИСКУССТВО УДИВЛЯТЬСЯ

Мы рано перестаем удивляться, рано утрачиваем драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования.

То, что живо занимало нас, когда нам «были новы все впечатленья бытия», перестает привлекать внимание, становясь привычным. Вода была бы, без сомнения, самым удивительным веществом в природе, а Луиа — наиболее поразительным зрелищем на небе, если . бы то и другое не попадалось на глаза слишком часто. Привычка угашает интерес: на явлениях, совершающихся вокруг нас поминутно, трудно даже сосредоточить внимание. Находить в старом новое — удел гения. «.Открыть спутники Юпитера, фазы Венеры, пятна на Солнце мог каждый, имеющий телескоп, досуг и прилежание, — писал Лагранж о Галилее. — Но нужен необыкновенный гений для вывода законов из явлений, беспрестанно наблюдаемых и, однако, никем не объясненных». (Имеются в виду установленные Галилеем законы падения тел.)

В падении яблока Ньютон усмотрел предмет для глубоких размышлений, приведших к открытию мирового закона. Но сколько людей видят падающие вещи, ничуть не задумываясь над этим явлением. Привыкли даже к парашюту и не удивляются падению живого человека с облаков на землю. Чтобы преодолеть косность рутинного мышления, чтобы привлечь внимание к чересчур знакомым предметам, надо показать их в новом свете, раскрыть незнакомые их стороны. Вещь, падающая сверху вниз, — не диковинка; другое дело парашют, взлетающий снизу вверх, или предмет, сам взбирающийся вверх по уклону, или хотя бы вещь, которая не падает, оставшись

В № 6 за 1972 год наш журнал поместил открытое письмо видных ученых, которые предложили возродить на новом уровне Дом занимательной науки, существовавший в Ленинграде до войны. О работе ДЗН рассказал в своих воспоминаниях писатель Лев Успенский. Одним из создателей Дома был известный популяризатор Я. Перельман. Среди немногих бумаг, оставшихся от его архива после блокады Ленинграда, нашлась публикуемая сегодня статья. Написана она, по-видимому, не позднее 1939 года. Статья освещает принятые Перельманом принципы популяризации науки и помогает полнее представить, каким был ленинградский ДЗН.

Публикацию подготовил Г. МИШКЕВИЧ

без опоры. Такие парадоксы подстрекают любознательность, обостряют интерес. А где есть интерес, там широко открыты ворота для новых восприятий, новых знаний.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА В КНИГАХ И ЭКСПОНАТАХ

Подобный подход составляет отличительную особенность того направления в популяризации знаний, которое носит название «занимательной науки». В литературе оно представлено серией книг, не богатой пока по перечню авторов и названий, зато многочисленной по количеству экземпляров. Произведения этой серии, принадлежащие перу академика

A. Ферсмана, профессоров А. Цин-гера, В. Рюмина, В. Прянишникова,

B. Лебедева и других, в том числе и десяток книг, составленных мною, успели распространиться в Союзе в количестве более 2 млн. экземпляров. В библиотеках домов культуры, крупных заводов книги серии занимательной науки нередко представлены сотней экземпляров. И тем не менее они не стоят на полках: их

всегда читают, на них ведется длинная запись в очередь.

Занимательная наука имеет не, только книжное существование. В последние годы она овеществлена в экспонатах нового просветительского учреждения — Дома занимательной науки в Ленинграде. Сделан опыт перенесения принципов этого течения также и на экран (фильм «Занимательная физика»). Словом, занимательная наука — направление, многосторонне выявившееся. Уместно поэтому подробнее остановиться на особенностях этого течения в популяризации.

„ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВЕРХОГЛЯДСТВА, ЧТОБЫ ЗНАЛИ ФАКТЫ"

Кто вздумал бы судить о занимательной науке, исходя только из буквального смысла карамзинского слова «занимательный», тот, вероятно, отождествил бы ее с наукой развлекательной, увеселительной. Однако простая справка в «Толковом словаре русского языка» показывает, что сущность дела здесь вовсе не в простой развлекательности. Словарь поясняет: «Занимательный — возбуждающий интерес, внимание». Это кратко, но вполне правильно характеризует одну из существенных черт занимательной науки.

Но мне хотелось бы рассказать о занимательной науке не тремя словами, а отметить подробно ее главные особенности, отличающие ее от других течений в популяризации знаний.

Прежде всего, это течение не берется популяризировать все на свете, всю науку в полном ее объеме. Оно обслуживает ограниченный, но весьма ответственный участок — элементарные основания наук, которые далеко не всегда усваиваются как следует

18