Техника - молодёжи 1973-03, страница 8

Техника - молодёжи 1973-03, страница 8

ше, если в нашей кассете будут не две ленты от рулетки, а две велосипедные цепи. Надо только, чтобы на выходе они соединялись и скреплялись.

В: Держу пари, что если их пустить «складными» сторонами навстречу друг другу и связать только на верхнем конце, то они по всей длине окажутся неразъемными.

Последнее предложение и дало первообраз будущей конструкции. Домкрат, работающий по такому принципу, был построен и полностью удовлетворил заказчика. Успеху в немалой степени способствовала первоначальная установка на поиск отдаленных ассоциаций, на сопоставление вещей, которые обычно друг с другом не сопоставляются. Аналогии такого типа называют символическими. Их родственное отношение к задаче лучше всего выразить пословицей «седьмая вода на киселе».

Поиск подобных аналогий особенно труден, но необходим во всяких видах творческой деятельности. Например, в работе журналиста-популяризатора или киносценариста. Ученики украинского кинорежиссера Игоря Савченко вспоминают:

«Мы, начитавшись толстых книг, ожидали методичного и последовательного курса лекций. А Игорь Андреевич вместо этого сразу же забросал нас ворохом разнообразных и непонятных заданий... Он затеял с нами увлекательную игру в ассоциации.

— Море, — задумчиво говорил он.

— Корабль, — быстро отзывался кто-нибудь из нас.

— Плохо, — махал он рукой. — Это ассоциация по смежности. Самый первый круг.

— Ревность, — предлагал другой студент.

— Это уже лучше, — кивал Игорь Андреевич. — Примерно третий круг. Но избито».

Примерно такие речи часто можно услышать и на синектических сессиях. Вроде бы игра. Но для ее участников творчество не становится легче. Спорт размышлений лишь втягивает в тяжкий труд мыслей. Да и сам процесс поиска ассоциаций и аналогий, иногда долгий и безуспешный, очень утомителен. Самые активные члены группы, упорно перебирающие множество сопоставлений, подчас доходят до полного физического изнеможения.

Сессия четвертая

Группа проектировала застежку резиновых комбинезонов, предназначенных для работы в атмосфере ядовитых паров. От конструкции требовалась абсолютная надежность (никакого «заедания», этого бича «молний»), герметичность (никаких, да

же самых маленьких отверстий), быстродействие. Задача казалась невыполнимой: обсуждения продолжались несколько месяцев, и все безрезультатно. За это время в ход были пущены все уже знакомые нам разновидности аналогий — ничего не помогало. Тогда ведущему пришлось прибегнуть к самому, казалось бы, ненадежному средству: переформулированию проблемы в терминах волшебных сказок (прием фантастической аналогии).

А: Мы совершенно запутались. Нам нужен сумасшедший способ взглянуть на возникшую неразбериху. Я вижу, не обойтись без магического заклинания или волшебной палочки...

Е: Вот если бы костюм закрывался сам собой/

Б: О чем вы говорите?

С: Он имеет в виду такое положение вещей, когда одно лишь желание превращается в действительность.

Б: Осталось два дня для тою, чтобы создать рабочую модель, а вы разговариваете о детских желаниях и мечтах. Давайте лучше список всех способов закрывания вещей.

Е: Я ненавижу списки.

А: Не поможет ли нам тренированное насекомое?

Б: Уж не паук ли?

Г: Паук делает нить и дает ее мухе. Отверстия застежки небольшие. Муха проходит сквозь них и стягивает части костюма.

А: Но насекомое слишком слабое существо для выполнения такой задачи. Вашей мухе придется тянуть стальную нить.

Б: Мне кажется, я нашел способ. Если муха протягивает нить через отверстие, то почему бы ей не прокручивать через него пружину? Идем по застежке вверх... Поворот, поворот, поворот... Чепуха, это займет часы/

А: Все-таки не оставляйте пока свой вариант.

Б: Послушайте, у меня возникла другая картина этого сшивания. Возьмем две пружины и заставим витки одной из них входить между витками другой.

Д: Я вижу, к чему он клонит.

Б: Пружины надо встроить в резиновые края костюма, а стягивать их можно, вставляя внутрь пружин стальной стерженек. Тогда у вас получится плотная связка, а отверстие окажется прикрытым головкой стержня.

Решение оказалось потрясающе простым, и все участники обсуждения долго не могли прийти в себя от удивления — как же оно им раньше не открылось. Так не гонялись ли они за призраками в ходе своих длиннейших и столь утомительных «аналогогенерирующих» процедур? Но не забудем, что самые лучшие решения кажутся элементарными лишь после того, как они найдены.

Оценки и размышления

Синектическая группа — небольшой коллектив ш специалистов, прошедших хороший тренаж по части игры в аналогии и сближения далеких идей. Желательно участие изобретателей и лиц, владеющих несколькими профессиями. Группа выигрывает оттого, что в ее составе оказываются люди с разной эрудицией и разными исследовательскими «темпераментами».

Один из тех, кто работал по этому. способу, назвал синектику мощным методом «раскачки мозгов». В самом деле, на сессиях обычно идет поиск конструкций, которым не грозила бы скорая моральная старость и, следовательно, действующих на качественно новых принципах. А всякая оригинальная находка связана с преодолением стереотипов мысли, бегством от шаблона.

Предвижу возражения некоего скептика, сторонника строгой логики и математической формализации задач. Он найдет аналогии и ассоциации слишком тонкой материей, ненадежной в изобретательском деле и бесполезной для решения научных проблем. «Вы видите в синектике высший пилотаж фантазии и ждете от нее фейерверка открытий. А я нахожу в ней лишь эрзац творчества», — скажет скептик. И изложит свою программу: никаких зыбких аналогий, сплошные алгоритмы и решение задач на электронно-вычислительных машинах.

Ему можно ответить словами Козьмы Пруткова: «Кто мешает выдумать порох неподмокаемый?»

6