Техника - молодёжи 1973-07, страница 12Каким представляется людям Земли недалекое будущее? Начнем с того, что каждая историческая эпоха, каждый вен при всех их разительных отличиях друг от друга обычно сходятся в одном — в представлении о собственной исключительности. Достаточно одного примера, взятого из книги Джованни Доменико Кампанеллы «Город Солнца». Мореход, повествуя Гостиннику об обычаях аборигенов в некой утопической стране, замечает: «О, если бы ты зйал, что говорят они... о грядущем и о том, что в наш век совершается больше событий за сто лет, чем во всем мире совершилось их за четыре тысячи; что в этом столетии вышло больше книг, чем вышло их за пять тысяч лет; что говорят они об изумительном изобретении книгопечатания, аркебузов и применении магнита — знаменательных признаках и в то же время средствах соединения обитателей мира в единую паству». Не правда ли, знакомые интонации? Поставим на место книгопечатания И применения магнита что-нибудь вроде «лазеры», «спутники», «луноходы» — и вот мы уже переместились во времени почти на половину тысячелетия! С одной только существенной разницей. Если раньше представление об исключительности данной эпохи проецировалось на далекое будущее, то теперь наоборот: будущее как бы приблизилось к настоящему. Посмотрим на интернациональную мозаику грядущего в представлении участников конкурса «Мир 2000 года». Мы выбрали картины, в которых художники пытаются заглянуть именно в год двухтысячный. По мнению болгарина Пламена Аврамова, к этому сроку человечество изобретет «магнито-гравитационный двигатель» (слева внизу). Для поляка Луциана Грушки (картина «На Марсе» — справа вверху) и Мирослава Кия-чича из Югославии («Космодром» — вторая справа внизу) конец нашего вена принесет успехи прежде всего космонавтике. А молодой живописец из ГДР Олаф Хёфиг («По дорогам будущего» — справа внизу) и советский художник из города Пятигорска Юрий Кучеренко («Город-парус» — слева вверху) пытаются отобразить градостроительные проблемы 2000 года. Но кто из нас может поручиться, что будущее, изображенное в этих картинах, не станет явью буквально завтра, послезавтра, через несколько лет? В. КОЗЬМИН
|