Техника - молодёжи 1973-09, страница 66

Техника - молодёжи 1973-09, страница 66

Как видим, и профессор археологии из Краснодара, и полиглот из Москвы склонны полагать, что надпись славянского происхождения. Этой же версии придерживается подавляющее большинство наших читателей, приславших свои варианты расшифровок. К сожалению, ни один из авторов не указывает, каким именно образом ему удалось разрешить ситовскую загадку, поэтому мы можем привести лишь окончательные тексты. Итак...

Я дух жизни князь людей и ныне и во веки и князь до тех пор пока сила у меня (Ю. Бессонов, г. Славянск).

Пребывай во здравие небесами прославлен ратоборец Абулькар (Ю. JI е т я г и н,

г. Новосибирск).

Благоденствие Георгия и Софии тайно обвенчанных незримо (И. Победоносцев, г. Алма-Ата).

Предателей да не пощадят заоблачные драконы (С. М е д -ников, Москва).

Святой Лука помоги одолеть мирские соблазны (Г. Расторгуев, г. Киев).

Некоторые читатели приняли знаки надписи за условные наброски местности, где якобы захоронены сокровища. Такой подход не нов. И доселе в районе Шутграда время от времени появляются золотоискатели, уверенные в том, что где-то неподалеку таятся в земле древние клады.

Наконец, остановимся на расшифровке С. Лебеденко (с. Дивизия Одесской области), который полагает, что ситовские письмена — иероглифы. С. Лебеденко пытался эти иероглифы дешифровать. И в результате получилась довольно живописная картина кровавой битвы:

Сражаясь, двигались вперед.

Лилась кровь

на поле би*гвы.

Тесня противника,

войско подошло к дороге

и заняло ее. Захватили пленных. Большой вождь ранил вождя

противника в полдень. При наступлении меньший

вождь лишился ноги. Меньшего вождя посадили на носилки.

На поле битвы были порубаны враги.

Остановились на перекрестке дорог.

Выставили охрану.

Большой вождь

постоял над убитым врагом в этом месте...

Опять бой.

Смерть и похороны большого вождя.

Что можно сказать обо всех приведенных выше расшифровках? Вряд ли можно пока еще отдать предпочтение одной из них. Загадки, подобные ситовской, не так-то легко решить сразу, единым махом. Не исключено, что здесь потребуется труд сотен, тысяч исследователей на протяжении нескольких десятков лет. Недаром же такой видный знаток древних языков, как болгарский академик Иван Гошев, вплоть до самой смерти пытавшийся вникнуть в смысл загадочных письмен, так и не пришел ни к какому определенному выводу. Все это дает основания думать, что вопрос: заговорит ли «каменный автограф— еще не получил надлежащего ответа.

возбуждения масс молекул реакции — это разветвленные химические цепные реакции. Химия участвует и в освоении сверхпроводимости: «Самый интересный из гипотетических высокотемпературных (имеется в виду комнатная температура) сверхпроводников — это полимерная цепь». А как заманчива миниатюризация электронной техники до размеров молекул! Не исключено, что эту мечту химия превратит в реальность.

Медикаменты — это химия. Искусственный алмаз — это химия. Взрыв — быстропротекающая химическая реакция. Сама жизнь — непрерывная череда химических процессов.

Тема «химия — жизнь» — одна из главных в книге. Неоднократно сюжет возвращает нас к открытой Криком и Уотсоном химической молекуле ДНК — носителю наследственной информации.

Для увлекательного изложения столь сложного материала нужны яркие, порой неожиданные образы. В книге немало удачных в этом

смысле находок. Например, излагая азы квантовой механики, автор как бы приоткрывает дверь в зал, где «сцена» — это ядро атома, «зрители» — электроны, «места» — возможные состояния электронов в атоме.

Очень образно сравнение катализатора с проводником в горах, ведущим за собой молекулу из одной долины в другую через высокий перевал. Весьма остро звучит гипотетический спор между физиком, практиком и кибернетиком.

Но, увы, образность иногда превращается в самоцель. Изложение становится витиеватым, многословным и даже назойливым. Несколько портят впечатление многочисленные забегания вперед и отступления назад. Почти не помогают раскрытию сути дела замысловатые рисунки.

Мне кажется, нельзя признать удачным и название книги. Судя по всему, этот заголовок возник в поисках красной нити повествования. Такой нитью, по идее, должно было

стать ЧИСЛО. Но замысел, на мой взгляд, не осуществился. Присутствия ЧИСЛА почти не чувствуется, а десятки страниц порою вообще не содержат ни единого упоминания о ЧИСЛЕ, и, как правило, это лучшие страницы. Скорее мы имеем дело с «Новеллами о химии» (по аналогии с «Новеллами о физике» В. Карцева).

Когда кончаешь читать любую книгу, оцениваешь, дала она тебе что-ни-будь или чтение было пустым времяпрепровождением. Здесь 'можно сказать смело: дала!

Тот, кто прочтет эти новеллы, проследит весь многотрудный путь химии от времен магии до наших дней и наверняка сделает для себя множество открытий. Юноша, избравший химию целью своей жизни, прочти эту книгу и ты. И ничего страшного, если что-то тебе не удастся понять до конца. Зато ты увидишь свою любимую науку во всех ее проявлениях, во всем блеске ее могущества.

Б. КРАКОВСКИЙ

61